Мы из джаза. 10 портретов украинских джазовых музыкантов

Украинский джаз – довольно неформальная культурная практика. Здесь нет инфраструктуры, систематической музыкальной критики и практически никаких фиксируемых рейтингов.

Поэтому число10 в заголовке этого обзора – условность и даже более чем условность. Дань общественной привычке.

Я исходил из того, что в развитии украинского джаза особенно важны музыканты, берущие на себя роль лидеров, организаторов проектов, а тем самым, в силу местных особенностей, роль музыкальных продюсеров, а также пытался учесть наличие разных джазовых школ.

[L]Но все равно выбор, в конечном счете, субъективен и в этом смысле несправедлив. В эту условную десятку не вошли многие замечательные музыканты. Поэтому ни в коей мере не нужно смотреть на этот "шорт-лист" сквозь призму стереотипного "десять самых".

В первый день главного джазового события Украины – Alfa Jazz Fest во Львове – УП.Культура рассказывает о 10 глубоких творческих индивидуальностях, которые прошли более или менее долгий, но собственный путь.

Их выступления ожидаешь не просто в надежде услышать хорошую музыку (это не подлежит сомнению!), но и как нового шага в их творческом самораскрытии.

И еще: это, конечно, не портреты в полном смысле, а скорее эскизы к портретам, так как каждый из музыкантов заслуживает более развернутого представления.

ДМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВ: ЭКСПРЕССИЯ, ПОМНОЖЕННАЯ НА ОПЫТ

Попросите мало-мальски знакомого с украинским джазом человека назвать несколько имен джазовых музыкантов, и среди них обязательно окажется имя саксофониста Дмитрия Александрова.

Саксофонист Дмитрий Александров. Фото: cultprostir.ua

Дмитрий – один из самых востребованных украинских джазменов – уже более 20 лет на украинской джазовой сцене. Взошел он на нее в составе харьковской группы "Схід-Side", которую теперь именуют не иначе как легендарной, и за время своего творческого пути переиграл во множестве своих и чужих проектов, одно перечисление которых заняло бы целый абзац.

Бесценную часть его исполнительского опыта составляют выступления на одной сцене с многими заокеанскими музыкантами высочайшего уровня, включая номинантов и лауреатов "Грэмми" (Кевин Махогени, Грегори Портер, Ренди Брекер и другие).

Еще одна ипостась Александрова – педагогическая. Многие из его нынешних партнеров – в прошлом ученики, которые начинали свой музыкальный путь в его проектах, но продолжают и теперь нуждаться в нем как в партнере.

Неудивительно, ведь Александров, отдавая в своем творчестве предпочтение акустическому джазу (straight ahead jazz), в то же время исполнитель-универсал, владеющий множеством стилей.

Его импровизации, с какими бы партнерами он ни выступал, почти всегда относятся к лучшим моментам концерта. Его игра – это еще и зрелище, она даже визуально производит впечатление полной самоотдачи. Имя Дмитрия Александрова на афише – это гарантия того, что будет уровень и будет драйв.

ДЕНИС ДУДКО: ЕДИНСТВО МНОГИХ НАЧАЛ

Имя бас-гитариста группы "Океан Ельзи" известно широко и в представлении не нуждается. Меньше людей знают, что в рок-музыку Денис Дудко пришел из джаза, а первая известность к нему пришла как к участнику все той же легендарной харьковской группы "Схід-Side".

Контрабасист Денис Дудко. Фото: okeanelzy.com

Но главное, что из джаза он не ушел. Музыкант живет в двух ипостасях и в качестве джазового контрабасиста и бэнд-лидера время от времени радует украинских любителей джаза своими новыми проектами, каждый из которых неизменно становится событием в отечественном джазе.

Характерность музыки Дениса Дудко, мне кажется, в том, что она никогда не замыкается в каком-то одном стиле. Это всегда в высшей степени своеобразное сочетание множества музыкальных стихий: авангард и свободная импровизация здесь естественно срастаются с балканским или карпатским фолком, а мейнстрим – с барокко.

Готовя эту публикацию, я провел мини-опрос среди джазовых музыкантов и продюсеров, кого бы они включили в число лучших в украинском джазе. Имена, конечно, повторяются, но все-таки вкусы разнятся. И единственное имя, которое присутствовало во всех ответах – Денис Дудко.

НАТАЛЬЯ ЛЕБЕДЕВА: РАЗНООБРАЗИЕ ФОРМ

Пианистка, композитор, аранжировщик Наталья Лебедева присутствует на украинской джазовой сцене уже примерно 20 лет, и это присутствие удивительно многообразно не только по количеству, но и по качеству проектов.

Пианистка, композитор, аранжировщик Наталья Лебедева. Фото: cultprostir.ua

Помимо мейнстрима в составе классического фортепианного трио, квинтета, это этноджаз (прежде всего, бразильские проекты), экспериментальная музыка, кавер-проекты (например, джазовые обработки песен Земфиры).

Надо бы вспомнить педагогическую составляющую музыканта, тем более что она не замыкается в академических формах, но имеет непосредственно сценическое продолжение: творческое содружество с ее ученицей Лаурой Марти проходит через множество проектов Натальи Лебедевой.

Наконец, она – музыкальный руководитель и непосредственный участник детского джазового фестиваля "Окешкин джаз".

Кроме этого, Наталья Лебедева работает в таком достаточно редком для украинского джазе стиле, как классика-джаз. Сначала были джазовые переложения музыки Шопена, которые получили признание также и на родине композитора; позже – джазовые версии музыки Баха. И вот совсем свежий проект – снова возвращение к Шопену.

Новый проект замечателен в высшей степени свободным обращением с источником, когда полученный от него импульс глубоко проживается музыкантом и свободно развивается в его внутреннем мире, так что на выходе Шопен присутствует в музыке уже не буквой (не нотой), а духом.

В планах Натальи – запись этого проекта с участием польских музыкантов.

КОНСТАНТИН ИОНЕНКО: ВЕРНОСТЬ СЕБЕ

Профессионализм и вкус – основные, пожалуй, черты Константина Ионенко как музыканта и лидера.

Басист Константин Ионенко

Басист – обязательная фигура в любом джазовом составе. Поэтому басист с репутацией настоящего профессионала всегда нарасхват. Константин за примерно полтора десятка лет на украинской джазовой сцене участвовал и продолжает быть занятым в дюжине проектов других музыкантов. Собственных же проектов у него два – квинтет Константина Ионенко и квартет Deep Tone project.

По характеру это современный европейский джаз лиричного и интимного звучания: рефлексия, медитативность. Как исполнитель Константин не стремится выходить на передний план, но его отличает прежде всего умение создавать пространство для тонкого взаимодействия партнеров.

Такая музыка (и в этом отдает себе отчет ее создатель) никогда не будет собирать больших залов, по крайней мере, в Украине, но таков творческий выбор Константина Ионенко, который предпочитает совершенствоваться в избранном им направлении.

И лучшее на сегодняшний день свидетельство достигнутого уровня – это тот факт, что первый альбом проекта Deep Tone под названием Flow (2015) был отмечен одобрительными рецензиями в международных джазовых изданиях и переиздан в Японии, а один из рецензентов престижного джазового ресурса All About Jazz оценил диск наивысшей оценкой в пять звезд.

ДЕННИС АДУ: ВОЗРОЖДЕНИЕ ТРАДИЦИИ

Первый концерт Kiev Big Band состоялся 9 января 2012 года. Создание биг-бэнда (уже подзабытого к тому времени в киевской джазовой жизни формата) сродни созданию университета. Здесь счастливо сошлось много условий: энтузиазм участников, спонсорская поддержка, но, вероятно, прежде всего – носитель идеи, музыкальный лидер с особой профессиональной компетенцией и видением будущего.

Трубач Деннис Аду

Им был Деннис Аду, недавний выпускник института Глиэра, уже известный к тому времени молодой трубач, сумевший увлечь и сплотить по большей части старших опытных музыкантов с уже солидной творческой биографией и множеством проектов за плечами.

Деннис начал свой музыкальный путь в Кривом Роге в известном детском оркестре Александра Гебеля. Позже, во время учебы в Киеве, он многому научился у Александра Шаповала, биг-бэнд которого должны помнить любители джаза со стажем. Так, через Денниса произошла передача традиции.

Логично, что через некоторое время Kiev Big Band стал просто биг-бэндом Денниса Аду. Ныне это современный по звучанию оркестр, в каждой пьесе которого присутствует интересная драматургия, нетривиальное взаимодействие солистов и оркестра, в чём, несомненно заслуга его музыкального руководителя.

И если вначале биг-бэнд вынужден был обращаться к американским аранжировщикам, то теперь значительная часть репертуара – аранжировки его лидера.

Помимо биг-бэнда Деннис ведет другие проекты – квинтет, септет, – а также участвует во многих составах как исполнитель.

Его трубу (и флюгельгорн) можно услышать примерно в десятке альбомов других музыкантов. А на подходе два авторских альбома, записанные квинтетом Денниса в Нью-Йорке при участии американских музыкантов, – Influences и The Key of W.

АЛЕКСЕЙ БОГОЛЮБОВ: РАСШИРЕНИЕ ГРАНИЦ

Для пианиста Алексея Боголюбова музыка – способ познания мира и самопознания.

Пианист Алексей Боголюбов. Фото: 7kanal.com.ua

Его путь в музыке отмечен постоянным расширением стилевого, жанрового диапазона, накапливанием творческой энергии, которая естественно находит для себя новые формы реализации даже за пределами традиционных для джазового музыканта форматов.

Помимо чужих и своих музыкальных проектов – квинтетов, квартетов, трио, дуэта, есть еще сольные концерты (формат, на который отваживаются немногие джазовые пианисты, свидетельствующий о серьезных творческих накоплениях), и музыка кино – совместные выступления с камерным ансамблем "Виртуозы Киева", и музыка для немых фильмов, и музыкальное споровождение литературных событий.

А в последнее время Алексей увлеченно выступает в роли аранжировщика, педагога и все больше переключается на роль музыкального продюсера.

Как композитор Боголюбов – прекрасный мелодист, а как импровизатор, что бы он ни играл (блюз, латину, соул, фанк) – лирик, трогательный и самозабвенный.

ИГОРЬ ГНЫДЫН: УКРАИНСКИЙ ЭТНОДЖАЗ

Самым заметным колективом в джазовой жизни Львова является группа ShockolaD с его лидером, одним из лучших барабанщиков страны, Игорем Гныдыным.

Барабанщик Игорь Гныдын

Группа работает в стиле world music, но основной стержень в ее музыке, на который нанизываются элементы разных стилей, – украинский этноджаз. При этом джазовые ритмы, точнее, полиритмия столь органично вырастают из колядок, щедривок, что иногда кажется, будто украинский фолк, если и не породил джаз, то находится с ним в глубоком родстве.

ShockolaD существует уже более 11 лет. В его активе пять альбомов и выступления на множестве фестивалей не только в Украине, но и во Франции, Литве, США, и прежде всего в Польше – в особенности благодаря частым выступлениям группы и множеству совместных проектов ее отдельных участников с польскими музыкантами (к примеру, во время львовского, а можно сказать, украинско-польского фестиваля Jazz Bez).

Все постоянные участники группы – пианистка Анастасия Литвинюк, саксофонист Михаил Балог – самостоятельные творческие индивидуальности, генераторы идей и проектов. Михаил в частности известен своими проектами, сочетающими язык джаза и духовную музыку.

Тем не менее, мотор группы – ее лидер. Игорь Гныдын – барабанщик необыкновенно мощного темперамента, неистощимой энергии и спонтанности, который в каждом соло добивается ощущения максимального динамизма и выброса энергии, неизменно превышая ожидания слушателя.

ЕФИМ ЧУПАХИН: ДЖАЗОВЫЙ МАКСИМАЛИСТ

В Харькове начинали свой путь многие украинские джазовые музыканты, которые потом перебрались в Киев, влившись в джазовое сообщество столицы: Дмитрий Александров, Денис Дудко, Алексей Саранчин, сестры Марти.

Пианист Ефим Чупахин. Фото: Володимир Осипенко

Еще один воспитанник харьковской музыкальной школы – пианист Ефим Чупахин, лидер Acoustic Quartet, одной из интереснейших украинских джазовых групп последнего десятилетия.

О группе нередко говорят как о едином организме, поскольку группа часто в полном составе входит в проекты с другими музыкантами. При этом, однако, каждый ее участник на украинской джазовой сцене заметная самостоятельная индивидуальность: Дмитрий Бондарев – один из лучших джазовых трубачей страны, Сергей Балалаев заслуженно считается одним из лучших барабанщиков, а Денис Мороз являет собой редкое сочетание басиста, гитариста и исполнителя на губной гармонике.

Что же касается лидера, то Ефим Чупахин – пианист с очень острой, можно сказать, нервной манерой игры в смысле тонкости и умения вложиться по максимуму практически в каждое соло и, соответственно, силы художественного впечатления.

АЛЕКСЕЙ ПЕТУХОВ: ОДЕССКИЙ РОМАНТИК

Алексей Петухов – представитель одесской джазовой школы, один из лидеров джазового сообщества Одессы.

Пианист Алексей Петухов. Фото: museshore.com

В его активе множество проектов, обильно представленных в программе Одесской филармонии, – от классического фортепианного трио до камерного оркестра и детского хора.

Впервые я услышал Алексея в 2012 году на концерте американского вокалиста Грегори Портера. Петухов входил в ансамбль украинских музыкантов, который сопровождал новоиспеченного лауреата премии "Грэмми" в концертном туре по Украине. Выступление Петухова тогда оставило сильное, до сих пор не изгладившееся впечатление, прежде всего, множеством ярких соло.

Импровизации Алексея отличаются мелодичностью, большой эмоциональной амплитудой и одновременно – целостностью, а его манера игры, по-видимому, настояна на классическом пианизме и пронизана, я бы сказал, скрытым романтическим началом, которое ясно выражает себя в кульминациях соло одесского пианиста.

К сожалению, в Киеве музыкант выступает не часто и известен столичной джазовой аудитории, как мне кажется, значительно меньше, чем он того заслуживает.

ЛАУРА И КРИСТИНА МАРТИ: ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ И ПОИСК

Дуэт Лауры и Кристины Марти – яркий пример этноджаза на украинской джазовой сцене.

Сначала была бразильская музыка группы Lela Brasil Project, где началась сценическая карьера Лауры, причем еще в студенческие годы. Затем – обращение к армянской традиции.

Лаура и Кристина Марти

Записать альбом для джазового музыканта в Украине – дело сложное, тем не менее, у Лауры и Кристины в активе уже два альбома и два армянских этноджазовых проекта, преимущественно с авторской музыкой – Krunk ("Журавль") и Chanapar ("Дорога").

И наконец, вполне закономерный шаг – к исполнению украинского этноджаза, пока в форме участия в проекте саксофониста Антона Пивоварова "Лемківська сюїта" (который тоже, кстати, в ближайшее время должен быть записан на диск).

Украинскому джазу очень не хватает регулярных связей с миром зарубежного джаза. В этом смысле нельзя не отметить наличие у Лауры таких совершенно не лишних для украинских джазовых музыкантов качеств, как настойчивость и целеустремленность в поиске возможностей реализации, которые при этом идут рука об руку с творческой работоспособностью и профессиональным совершенствованием. А возможности находят тех, кто их ищет.

Недавно любителям джаза Украины был представлен совместный проект сестер Марти и известного немецкого трубача Ханса Петера Салентина, который тоже вскоре должен быть записан.

В ближайших планах Лауры и Кристины Марти выступление на львовском Alfa Jazz Fest, где партнером дуэта будет звезда европейского джаза, голландский пианист Михил Борстлап. Именно такие проекты и задают возможности и точки роста отечественного джаза.

Александр Юдин, специально для УП.Культура

Реклама:

Головне сьогодні