10 наиболее интересных украинских фильмов Одесского кинофестиваля

Восьмой Одесский международный кинофестиваль, похоже, и в самом деле стал точкой невозврата для отечественного кинопроцесса.

Кинофорум подтвердил художественную состоятельность молодого поколения украинских режиссёров, их восприимчивость к страхам и надеждам тревожной украинской современности. Важной тенденцией стало и появление ряда копродукционных картин.

УП.Культура отобрала наиболее значимые отечественные ленты, премьеры которых состоялись в рамках различных программ ОМКФ.

"Иней" (Литва-Франция-Украина-Польша), режиссёр Шарунас Бартас

Международная конкурсная программа

В фильме известного литовского постановщика мотивы извечной драмы поиска места в мире вплетены в пространство зоны АТО.

Молодой литовец отправляется с гуманитарным грузом на восток Украины, зная о происходящем лишь по роликам на YouTube.

В буре далёкой войны он стремится обрести душевный покой и ощущение осмысленности своего существования, неведомое ему в благополучной повседневности.

Притча о чужаке в чужом краю насыщена запоминающимися образами донбасских реалий, настороженных сёл, превращённых в развалины многоквартирных домов, отрядов, исчезающих в предрассветной мгле, бойцов добробатов и ВСУ.

Образами настолько выразительными и достоверными, что подобных им едва ли можно в ближайшем будущем ожидать в игровом кино.

"Кроткая" (Франция-Германия-Литва-Нидерланды-Украина-Россия), режиссёр Сергей Лозница

Программа "Гала-премьеры"

События на Донбассе представлены и в фильме Лозницы как безымянная война, где "в борьбе с фашизмом" гибнут смертью храбрых юноши-призывники из провинциальной глубинки и зэки.

Впрочем, при незначительной смене декораций речь могла бы идти об исполнении интернационального долга в Афганистане или освобождении финского народа от гнёта белофиннов.

[L]Приметы путинского режима постепенно растворяются в гротескном и невыносимо реалистичном аду вечной российской диктатуры.

В ней самый жуткий кошмар неотличим от яви, а преданность жертв своим палачам осталась неизменной со времён культа личности, или, быть может, опричнины.

Героиня, блуждающая по кругам преисподней в поисках мужа, словно явившийся за Эвридикой Орфей, олицетворяет тех немногих праведников, за чьи страдания этот тоталитарный Содом однажды будет сметён с лица земли пусть и за пределами финальных титров.

"Ленинопад" (Украина), режиссёр Светлана Шимко

Национальная конкурсная программа, короткометражная секция

В этом язвительном комментарии к процессу декоммунизации и общей смене идеологических парадигм в единое целое сплетаются пропагандистская хроника минувших десятилетий, вчерашние стримы и игровое кино, размывается грань между прошлым и настоящим, действительностью и вымыслом.

В язвительном комментарии к процессу декоммунизации в единое целое сплетаются пропагандистская хроника минувших десятилетий, вчерашние стримы и игровое кино

При всей своей сатирической актуальности, картина Светланы Шимко воспринимается как подтверждение неизменности человеческой природы при всех коловращениях эпох и режимов.

Она описывает наше обыкновение заменять Бога идолами, способность восторженно приветствовать свержение вчерашних кумиров и восстановление прежних, свержению которых мы радовались позавчера.

"Припутни" (Украина), режиссёр Аркадий Непиталюк

Национальная конкурсная программа. Специальный диплом жюри

Отечественные кинематографисты, стремящиеся завоевать симпатии массовой аудитории, как правило, пытаются адаптировать для кинематографа телесерии и эстрадные выступления, либо же слепить нечто удобоваримое из клише иностранных экшенов.

Непиталюку же удаётся с куда большим успехом отыскать смешное и страшное в окружающей нас реальности и придать ему жанровые приметы.

История о поездке юной девушки и её матери к бабушке в затерянное в Черниговской области село воспринимается и как самобытная смесь вестерна и роуд-муви, и как социально-психологическая трагикомедия о наших соотечественницах.

Поколение за поколением, они вынуждены справляться со схожими социально-бытовыми проблемами и личными драмами и при этом с трудом способны понять друг друга, мучительно соединяя свои монологи в диалог.

К числу главных достоинств картины стоит отнести необычайно живую, выразительную лексику и редкую для отечественного кино достоверность интонаций.

"Пятая терапия" (Украина), режиссёр Алиса Павловская

Программа "Специальные показы"

Одесский литератор Стас Домбровский становится в этом фильме, снятом по его автобиографическим рассказам, проводником на городское дно, населённое наркоманами и уличными налётчиками.

Фрагментарность повествования и некоторая кинематографическая неуклюжесть хорошо соответствуют фактуре подворотен, притонов и тюремных камер.

Харизма главного героя, завораживающие в своём уродстве и при этом вызывающие сопереживание образы, хлёсткие диалоги делают этот фильм о социальных маргиналиях с его наиболее откровенным со времён "Цикуты" Александра Шапиро обращением к теме наркотической зависимости более доступным для широкой аудитории, чем могло бы показаться.

Тем более, что посыл картины адресован отнюдь не только париям общества даже если и не в наших силах окончательно изгнать демонов насилия и саморазрушения, мы способны научиться держать их в узде.

"Ржака" (Украина), режиссёр Дмитрий Томашпольский

Программа "Гала-премьеры"

Бессмысленность и беспощадность отечественного кинопроцесса с его оторванностью от общемировых реалий и зрительских вкусов, с его непомерными амбициями и сокрушительными провалами, с его войной всех со всеми режиссёров с продюсерами, кинематографистов с киножурналистами получили неожиданно радикальное экранное воплощение.

Повествование о "производственном аде", куда вместе со съёмочной группой угодил постановщик, мнящий себя мэтром авторского кино, которого заставили снимать комедию, не скупится на самые звонкие затрещины общественному вкусу и представителям всех кинопрофессий, прежде всего, собственно, режиссёрам.

Можно предположить, что повторяющийся рефреном обмен репликами "Щось не так..." – "Що не так?!" станет одним из слоганов украинского киносообщества, в лице Томашпольского продемонстрировавшего способность к самоиронии.

"Стремглав" (Украина), режиссёр Марина Степанская

Национальная конкурсная программа

Полнометражный дебют Марины Степанской выступает едва ли не самым горьким кинематографическим образом постреволюционной Украины.

Обращаясь к характерам негероических представителей героического времени, авторы словно предлагают аудитории решить, не являются ли эти персонажи, застрявшие в безвременье личных рефлексий и нереализованности, куда более типичными представителями эпохи, чем гражданские активисты и волонтёры.

Молодые люди, танцующие в ночном клубе под "Воинов добра", старик, в одиночестве ведущий борьбу с незаконной вырубкой леса, курируемой милицией и чиновниками, участница Майдана, предлагающая возлюбленному сбежать от призыва в Польшу, предстают выразительным отражением как личных поражений, так и национальных разочарований и утраченных возможностей.

"Уровень чёрного" (Украина), режиссёр Валентин Васянович

Международная конкурсная программа, Национальная конкурсная программа (приз ФИПРЕССИ)

В иных описаниях картина Васяновича, снятая за десять тысяч долларов без сценария и без единого различимого для слуха аудитории слова, предстаёт эзотерическим упражнением в стиле для закалённых поклонников артхауса, а творческая смелость замысла и изощренность воплощения сводится на нет сравнениями с "Племенем" Мирослава Слабошпицкого.

В действительности повествование о фотографе, которого от рутины творческих и любовных будней, превратившихся в подобие конвейера, отвлекает только общение с прикованным к инвалидной коляске отцом и кошкой да занятия альпинизмом, понятно и болезненно близко каждому, кто однажды осознал, что его существование нисколько не соответствует душевным порывам и профессиональным амбициям, кто среди неудач и разочарований незаметно утратил волю бороться за перемену участи.

Скупость выразительных средств, отсутствие реплик подчёркивает универсальность происходящего, помогая зрителю соотнести с собственной жизнью поражения героя и его зыбкую надежду на лучшее завтра.

"Технический перерыв" (Украина), режиссёр Филипп Сотниченко

Национальная конкурсная программа, короткометражная секция

Фильм Филиппа Сотниченко предстаёт бескомпромиссным, предельно некомфортным для аудитории и при этом полным сострадания осмыслением окружающей действительности.

В представленном мире-супермаркете изображение социального бесправия и столь характерного для отечественного менеджмента отношения к сотруднику, как к рабочей скотине, соединяется с темой неизбывной отчуждённости.

Фильм предстает бескомпромиссным, предельно некомфортным для аудитории и при этом полным сострадания осмыслением окружающей действительности

Личная жизнь главной героини, молодой кассирши, подчинена профессиональной рутине, почти неотделима от неё, подобно отношениям с возлюбленным-охранником, интонация которого нисколько не меняется, обращается он к своей партнёрше дома или у кассового аппарата. Семейные хлопоты и частные катастрофы ей приходится вмещать в краткие "окна" рабочего расписания.

Это отсутствие пауз между личным и корпоративным и, вместе с тем, замкнутость героини в её несчастьях, её одиночество подчёркивается приёмом съёмки одним планом. Камера Яремы Малащука движется за девушкой вплотную, прикована к ней, словно взгляд нерадивого ангела-хранителя, который наблюдает за подопечной, не оказывая ей поддержки.

В этом качестве приходится оказаться самому зрителю, чувствующему себя праздным свидетелем чужой драмы, невольным нарушителем личного пространства героини, которое больше никто, ни близкий, ни посторонний, не пересечёт с предложением помощи.

"Январь-март" (Австрия-Украина), режиссёр Юрий Речинский

Международная конкурсная программа, Национальная конкурсная программа

Игровой дебют Юрия Речинского состоит из затейливо перемежающихся линий, "украинской" и "австрийской". При этом различия в социальном статусе и имущественном положении утрачивают всякое значение, а подразумеваемая сюжетом тема эмиграции не возникает вовсе.

Происходящее постепенно сводится к пронзительному образу личного катаклизма, не ведающей государственных, культурных границ общечеловеческой скорби, равно подчиняющей молодую австрийку, искалеченную в автокатастрофе, её супруга-украинца, дежурящего у её постели, её мать, умирающую от болезни Альцгеймера, и их родных.

Физическая уязвимость сочетается здесь с душевной беззащитностью человека, неспособного найти утешение в религии или отношениях с близкими.

Александр Гусев, специально для УП.Культура

Фото обложки и титульное изображение на странице: кадр из фильма "Стремглав"

Реклама:

Головне сьогодні