Известные люди в шаржах Йозефа Блехи. ФОТО
Йозеф Блеха живет в двух измерениях. С одной стороны, он - успешный бизнесмен, возглавляющий крупное предприятие в Чехии, с другой - известнейший карикатурист, чьи работы публикуются в самых раскрученных изданиях по двум сторонам океана.
Еще будучи студентом Вышей школы экономики и серьезно занимаясь музыкой, он создал свои первые карикатуры на музыкантов, что очень понравилось его сокурсникам.
Уже позже появились портреты Дюка Эллингтона, Бенни Гудмена, Дайаны Росс, Би Би Кинга, "битлов", Гершвина, а также Эрнста Хемингуэя, Джона Стейнбека, Боба Дилана, Тины Тернер, Сальвадора Дали, Мадонны и многих других
Один из самых известных европейских карикатуристов Йозеф Блеха любезно согласился представить читателям свои работы и рассказать о себе и своем творчестве.
- Вы известный чешский топ-менеджер и карикатурист. Где вы находите время на создание карикатур? Что для вас, топ-менеджера, значит рисовать карикатуры?
- Каждый находит время на то, чему будет рад, на то, что его интересует и что приносит моральное удовлетворение. Ко всему мне очень интересно взять обычный лист бумаги - и создать на нем что-то такое, что может понравится окружающим. Кроме того, это может быть очень креативным...
Для меня, когда я рисую, - это отдых, отключка от дел, возможность расслабиться, снять стресс, который я получаю на работе, управляя крупной компанией. Мое хобби стало второй работой.
- С чего все началось?
- Я где-то прочел такую мысль, что окружающие нас в детстве предметы, повлияют на нашу дальнейшую жизнь и выбор профессии. Так вот, в мои детские годы, так мой отец был коллекционером, я рос в окружении красивых вещей и картин.
Тем не менее, кроме меня, в нашей семье никто рисовать не умеет. Кроме этого, я очень интересовался музыкой - и вспоминаю 60-е годы, когда в Прагу приезжал Луи Армстронг со своим оркестром.
- Почему именно карикатура вас заинтересовала, а не другой вид изобразительного искусства?
- Карикатура, как никакое другой вид изобразительного искусства находится близко к людям, можно сказать, что это самое народное искусство. Более того, карикатура во многих случаях заменяет слова, и является по-настоящему языком общения для большинства населения мира.
Что касается портретной карикатуры - я стараюсь делать такие шаржи на многих очень известных людей, но наверное больше с юмором, чем зло. Чтобы моя работа приносила зрителю радость, а не раздражение. Стараюсь показать характер человека, а не его недостатки.
С другой стороны, многие великие художники, такие как Френсис Бэкон, Пикассо, Модильяни, Матисс, Михаил Ларионов, Марк Шагал и многие другие в своих работах так видоизменяли и уничтожали на полотнах лица людей, что они становились карикатурными, но именно эта черта более всего ценится в картинах этих мастеров.
Ведь за карикатурными чертами видны характеры портретируемых, которые точно передавали указанные художники в своих произведениях. Такая конфронтация с реальностью - главная особенность многих художников ХХ века.
Но и необычайно сложно подметить особенную черту портретируемого. Это как игра в рулетку: ставка на число 30, а выпадает 29. Очень близко, но что-то не то...
- Как быстро создаются ваши образы?
- Это сложная тема (Смеется). Иногда бывает я могу создать работу в течение трех минут, но бывает и приходится к нужному образу идти целый год. Ведь я хочу не просто похожесть в портрете показать, но и подчеркнуть отличительные черты, философию модели. А тем более, если я делаю шарж на женщину....
- Бывает ,что вы не удовлетворены результатами своей работы?
- Я помню один случай. Изобразил Бетти Картер, известную американскую джазовую певицу, и меня очень ругали за то, что я ей нарисовал очень большой рот. И я тогда согласился с моими критиками.
Такое бывает очень редко. Ведь я работаю не для критиков, а для читателей журналов. А они принимают мои работы очень хорошо.
- Ваши карикатуры публиковались в "New York Times", "New Yorker", "Playboy" и других известнейших изданиях. Как американцы относились к художнику из Восточной Европы?
- Думаю, что американцы не особенно интересуются из какой части мира прибыл художник (Смеется). Ведь страна-то иммигрантов. Но главным в работе является качество: "Покажи что умеешь" и "создай".
- На кого из известных персон шоу-бизнеса, актеров, певцов делать шаржи было приятно?
- Всегда с удовольствием вспоминаю мои встречи, например, с Дастином Хофманом, Милошем Форманом, Вуди Алленом, Стингом, Хосе Каррерасом, Бобом Диланом, Мишей Барышниковым...
А что касается политиков, что среди них симпатичных мне намного меньше, да и зрителям нужно с этим специально угождать, чего я не люблю делать.
- А как складываются ваши отношения с сильными мира сего? Ведь среди героев ваших работ есть государственные и политические деятели.
- Политики не должны стоять выше своего народа, становиться таким себе памятником при жизни. Поэтому, я достаточно часто делаю карикатуры на многих Президентов, в том числе, на чешских - Вацлава Клауса и Гавела, на некоторых американских.
А как - то я набрался наглости и сделав портрет, Рейгана, отправил его Президенту США.
В ответ получил фотографию Рейгана с очень хорошим письмом.
- Вы пожимали руку Бобу Дилану, Дастину Хоффману, Вуди Аллену. Какое впечатление у вас от встреч с этими великими людьми?
- Наверное, при встречах с ними, я как и всякий почитатель таланта этих выдающихся деятелей культуры, сразу вспоминал либо фильмы с их участием, либо их музыку.
Кроме этого, несмотря на личное знакомство с ними и желание пообщаться, у меня в голове всегда включается мысль, чтобы сразу сделать фотографии их лиц, для последующих серий пародийных портретов этих людей.
А ведь такие встречи бывают очень короткими, как например, с Вуди Алленом - во время его концерта в Нью-Йорке.
- А как принимают ваши шаржи известные люди? Часто кто-нибудь обижается на вас?
- Некоторые молча посмотрят, некоторые купят, некоторые будут смеяться... Реакция бывает абсолютно разная и непредсказуемая. Но в целом, отношение к карикатурам хорошее.
- Карикатурист должен обладать хорошим чувством юмора. Ведь сложно остроумно изобразить Боба Дилана или президента Рейгана?
[VR]Йозеф Блеха (род. в 1952 году), известный чешский предприниматель и карикатурист.
Закончил Высшую школу экономики, жил в 1979-83 годах в Канаде, в 1987-95 и 1998-2001 годах в Нью-Йорке. Работал как генеральный менеджер "General Motors" в Чехии Словакии (1995-1998), а также на руководящих должностях в компаниях Jawa, Opel, с 2001 года генеральный директор FEZKO.
Портретной карикатурой занимается свыше тридцати лет, его карикатуры опубликованы в "New-York Times", "The New Yorker", "Playboy", "The Book Review" и других всемирно известных изданиях, иллюстрирует книги.
С 1978 года участвовал в 40 выставках по всей Европе и в США. Его работы хранятся в частных коллекциях по всему миру.
[/VR]- Это правда. Но здесь нужно понимать, что ведь не каждый человек умеет шутить или хорошо рассказывать анекдоты. Также и с моими героями - кто-то выходит на бумаге живее, другой - менее весело. Так, Рейган вышел, пожалуй, очень неплохо.
Но загадочный Дилан с его сложной мимикой, от которой исходит острота ощущений, мне долго не давался. Поэтому, когда я рисовал его портрет, то ставил его лучшие произведения - и находился в поиске оригинального видения для этого непревзойденного музыканта, создателя нового течения в музыке.
Намного сложнее делать портрет на людей, которых уже нет с нами. Ведь карикатура, это не просто смешная гримаса, которая не несет никакого смысла, а отличительные черты того или иного человека, поданные с иронией. Ведь шарж - это не насмешка над какими-то изъянами в лице, а добрая картинка, дающая заряд оптимизма на несколько часов.
- Однако, ваша главная работа - руководство крупным предприятием. Каким образом вы успеваете рисовать?
- Приходится все делать одновременно (Смеется). Часто приходится бывать в поездках -
всегда беру с собой бумагу и карандаш.
Ко всему, в командировках в другие страны и города - всегда нахожу время зайти в местные музеи и галереи, что дает вдохновение и для моего творчества. Особенно люблю посещать Париж и Вену. Творческий заряд неимоверный.
Ко всему, я не люблю организованный туризм - только самостоятельно выбираю маршрут. Так, я объездил все восточное побережье Штатов. Там нашли очень красивый маяк, а потом еще один и еще...В общем, отпуск прошел в переездах от маяка к маяку. Но романтика какая!
- У вас была идея показать свои работы на Украине, в Киеве?
- Был бы очень рад показать карикатуры на Украине. И если найдется галерея, которая захочет в этом направлении сотрудничать, такую выставку можно будет сделать в следующем году.
Перепечатка карикатур запрещена Йозефом Блехой
Беседовал Артур Рудзицкий, Киев- Прага-Киев