Историк: "В некоторых анкетах 1920-х годов в графе "национальность" Казимир Малевич писал: украинец"

Анджей Туровский (р. 1941) - критик и историк современного искусства, профессор Бургундского Университета в Дижоне (Франция). До 1983 года преподавал и занимался исследованиями в Институте истории искусств Познаньского университета. Сотрудничал с варшавской галереей "Foksal".

Интересы сконцентрированы вокруг проблем художественного авангарда ХХ века. Автор множества статей и книг, в том числе монографий о польском, русском и центрально-европейском конструктивизме, модернизме и авангардизме (W kregu konstruktywizmu, 1976; Konstruktywizm polski, 1981; Exit-t-il un art de l'Europe de l'Est, 1986; Wielka utopia awangardy, 1990; Budowniczowie świata. Z dziejуw radykalnego modernizmu, 2000), серии очерков об авангардистском искусстве в межвоенное время (Awangardowe marginesy, 1998).

К. Малевич. Супрематизм. (Красный крест на черном круге).ок. 1915 г. 72,5х51 см. Музей Стеделик, Амстердам.
Под его редакцией изданы книги, посвященные культуре революционной эпохи (L'art et le discours face а la rйvolution, 1998) и искусству 1930-х годов (Arts et artistes autour de Zervos, 1998). В 2004 году опубликована монография "Malewicz w Warszawie". Живет в Париже.

- Пан Анджей, вы имели непосредственное отношение к поиску документов, подтверждающих точную дату рождения художника. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этой находке.

- Мне трудно сказать, почему авторы ряда статей и книг, занимающиеся многие годы творчеством Казимира Малевича, не проверяют основных фактов его биографии, из раза в раз повторяя все ту же ошибку, касающуюся года его рождения. О точной дате - 1879, а не 1878 годе - свидетельствуют документы, находящиеся в киевских архивах.

В обнаруженной мною среди прочих документов римско-католического Киевско-Васильковского деканата матримониальной книге Костела Св. Александра в Киеве на страницах 13 и 14 под номером 39 от марта 1879 года есть запись о том, что Казимир родился 11 февраля, а крещен 1 марта (по ст. стилю).

РЕКЛАМА:

В той же книге записано, что его родителями являются обвенчанные шляхтич Волынской губернии Житомирского уезда Северин и Людвика (из Галиновских) Малевичи, и повторено, что их сын Казимир родился в Киеве в 1879 году.

Крестными родителями его стали Болеслав Малевич, брат Северина, и его сестра Мария Оржеховская. Здесь необходимо указать, что Северин и Людвика Малевичи поженились 26 февраля 1878 года, то есть Казимир как их законнорожденный ребенок, что подтверждается записью в костельной книге, не мог родиться ранее этой даты.

Нужно подчеркнуть, что подобные документы были предельно точны, а их сегодняшний анализ исключает возможность любой ошибки .

- Малевич - поляк по происхождению. Как его семья попала в Киев?

- История семьи Малевичей восходит к XVII веку, когда впервые эта фамилия упоминается в документах их дворянских предков. Геральдический архив указывает на шляхетское происхождение семьи, в гербе которой был грифон. Антоний Малевич, дед Казимира, жил в начале XIX века в деревне Турбов рядом с Бердичевом.

После того, как его сыновья Поликарп и Луциан приняли участие в польском восстания 1863-1864 годов, часть имущества, принадлежавшего Малевичам, была конфискована.

Отец художника Северин родился также в Турбове и был крещен в римско-католическом костеле. В Киев после потери земли он переехал в конце 1860-х гг. и получил место управляющего на сахароваренном заводе. Однако дворянское происхождение для своих детей Северин Малевич подтвердить уже не смог.

Семья сохранила польские традиции как благодаря отцу, который вращался в кругах польских сослуживцев в сахароварнях, так и через мать - Людвику, интересовавшуюся польской литературой и писавшую по-польски. В их доме говорили на польском языке. Хотя в некоторых анкетах 1920-х годов в графе "национальность" Малевич писал: украинец.

- Самое известное произведение Малевича - "Черный квадрат". Один из таких "Черных квадратов" висел в кабинете друга художника, литературоведа Михаила Гершензона, который говорил, что этот квадрат действует на него успокаивающе. Сколько всего таких квадратов было написано Малевичем и в каких музеях и частных коллекциях их можно увидеть?

Анджей Туровский

- Первый черный "Четырехугольник", называемый также "Черным квадратом", Казимир Малевич создал летом 1915 года. Как писал сам художник, "Плоскость, образовавшая квадрат, явилась родоначалом супрематизма".

Эта работа размером 79,6х79,5 см, хранящаяся теперь в ГТГ в Москве, была показана российской публике на выставке "0,10" ("Последней футуристической выставке картин"), открытой 19 декабря 1915 года в Петербурге в Художественном салоне Надежды Добычиной.

Позднейшие версии "Черного квадрата", как стал именовать это произведение сам художник, характеризуются большей четкостью геометрической формы.

В 1923 или 1924 году под руководством Малевича его учениками был выполнен "Черный квадрат" намного больших размеров (106х106 см), который хранится ныне в Русском музее в Санкт-Петербурге.

Создал он и подобие триптиха с "Черным крестом" и "Черным кругом" - элементарными формами супрематизма, расположенными на полотнах с точно такими же размерами. Они должны были быть выставлены на Биеннале в Венеции.

Самым же известным "Черным квадратом" является работа, написанная Малевичем в мае 1929 года для персональной выставки. Размеры картины - 80х80 см, сейчас она находится в коллекции Третьяковской галереи. Это полотно было выполнено по заказу Алексея Федорова-Давыдова, тогдашнего директора Третьяковки, после неудачной попытки реставрации первого "четырехугольника".

Самым поздним среди известных нам является "Квадрат" (53,5х53,5 см), созданный в начале 1930-х гг. Он мог быть показан на киевской выставке 1930 года, хотя упоминаний об этом я не обнаружил.

Но наверняка он экспонировался на выставке "Художники РСФСР за 15 лет", которая состоялась в 1932-1933 годах в Ленинграде и Москве. В начале 1980-х годов эта работа была приобретена у семьи художника для коллекции московского "Инкобанка". Впервые вне России она была показана на выставке "Europa, Europa", в 1994 году в Бонне, а теперь хранится в Эрмитаже.

- В 1927 году художник впервые попал в Европу. Как принимали его в Польше? Сохранились ли письма и другие материалы о пребывании Малевича в Варшаве?

- В Варшаве Малевич находился один месяц (март 1927 года). Приехал он по приглашению авангардистской группы архитекторов и художников "Praesens". Немаловажную роль сыграл в этом Владислав Стржеминский, создатель теории "унизма" в живописи, который, как и его жена художница Екатерина Кобро, был старинным приятелем и сотрудником Малевича по группе "Уновис" в Витебске и в Смоленске.

Малевич на банкете, устроенном в честь его приезда в Варшаву. 1927 г. Фото из архива А. Туровского

В Варшаве Малевич тесно общался с конструктивистом Хенриком Стажевским, а также Хеленой и Шимоном Сиркусами - польскими архитекторами из группы "Praesens" и международной организации CIAM. Это им художник подарил несколько работ, в том числе один "Архитектом" и супрематическую композицию. В Берлине же Малевича опекал Тадеуш Пайпер - поэт и редактор журнала "Звротница", которому он также оставил несколько своих рисунков. Именно с ним, как известно из воспоминаний, ожесточенно дискутировал Малевич о супрематизме.

Вместе с Пайпером художник посетил "Баухауз", где познакомился с ведущими мастерами школы, работавшими в Дессау. В Варшаве Малевич выставил свои работы в залах Польского художественного клуба, находившегося в отеле "Полония-Палас". По моему мнению, эта первая за границами России выставка имела для Малевича огромное значение. Она стала, по сути, итоговой для всего творчества мастера.

Художник готовил ее с большим воодушевлением, с особым вниманием относясь к размещению картин в экспозиционных залах, поскольку считал, что идея визуализации очень важна для супрематизма. Он по-польски прочел доклад о своем творчестве. Расширенная версия доклада была опубликована в виде книги на немецком языке, а сокращенная - на польском в журнале "Praesens".

Выставка и товарищеский банкет стали поводом для встречи Малевича с польской художественной общественностью, политическими деятелями, а также с профессорским составом Академии изобразительных искусств. Художественной средой он был принят с огромным интересом, а властями - с большим подозрением.

Когда по возвращении в Советскую Россию художник был арестован, основанием для этого стал донос о его "нелюбви к пролетарскому искусству". В следственном деле было указано, что "в 1927 году во время нахождения в заграничной делегации в Польше имел контакты с группой лиц, вражески настроенных к Советскому Союзу. Кроме этого медлил с регистрацией в Посольстве СССР в Варшаве, мотивируя это "болезнью"".

Казимир Малевич. Англичанин в Москве. 1915–1914 гг. 88х57 см. Музей Стеделик, Амстердам

- За 70 лет, прошедших после смерти художника, изданы сотни альбомов и монографий о нем. Существует множество историй о пропавших и вновь обретенных работах Малевича. Сформировалось несколько крупных коллекций его работ. Что вы можете сказать о них?

- Творчество Малевича вызывает невероятный интерес во всем мире. Публикуются новые исследования, исторические документы, материалы и письма художника. Крупнейшие музеи мира и частные коллекционеры хотят иметь его картины, а за право обладания ими порой идут судебные бои.

На крупнейших мировых аукционах за его работы платят астрономические суммы: на осенних торгах в Нью-Йорке картина из собрания родственников художника была продана за рекордные 60 млн. долларов.

К одним из самых интересных в мире принадлежат амстердамская коллекция картин и документов Харджиева-Чаги, а также возникшая позже коллекция Георгия Костакиса.

Литературный критик и приятель художников-авангардистов Николай Харджиев, родившийся в 1903 г. в Каховке и умерший в 1996 г. в Амстердаме, перевез свою собиравшуюся многие годы коллекцию русского авангарда из Москвы в Амстердам в 1993 году, оставив часть литературных документов российским архивам и музеям.

Сегодня амстердамский Городской музей располагает крупнейшим депозитарием работ и архива Казимира Малевича. Именно этот музей приобрел большинство картин мастера, привезенных им из России в 1927 году для выставок в Варшаве и в Берлине.

Работы Малевича на выставке "0,10" Петроград. 1915 г. Фото из архива А. Туровского

Важную роль в распространении работ художника сыграла в 1970-х годах Галерея Гмуржинской в Кёльне. В ней была устроена первая юбилейная выставка к 100-летию Малевича, именно из ее собрания работы художника перешли в коллекцию Людвига в Кёльне. Похожую роль, хотя и не такого масштаба, сыграла в те же годы галерея Жана Шовлена в Париже.

Однако здесь необходимо подчеркнуть, что основная заслуга в популяризации творчества Малевича принадлежит крупнейшим музеям мира и организованным ими выставкам работ художника. Первая такая экспозиция была совместно проведена в 1989 году амстердамским музеем "Stedelijk", Государственным Русским музеем и Третьяковской галереей.

Сегодня работы Малевича можно увидеть на большой выставке "Малевич и его влияние", открытой в самом начале 2009 года в Баден-Бадене, а до этого показанной в Музее искусств Лихтенштейна в Вадуце.

- Хотели бы вы издать свою книгу "Малевич в Варшаве" у нас?

- Это зависит от интереса к ней со стороны издателей. Жду предложений.

- Какие мероприятия планируются к юбилею Малевича в Европе и в частности в Польше?

- Я занимаюсь организацией небольшой выставки работ Казимира Малевича в варшавском отеле "Полония-Палас". Также намечен международный конкурс по созданию проекта мемориала Малевича в Польше. Однако обе эти инициативы из-за финансового кризиса пока отложены.

Знаю, что в Германии Ивона Малевич, популяризирующая творчество своего предка, хочет поставить оперу "Победа над солнцем", в которой сама сыграет роль Малевича. Надеюсь, что ей удастся осуществить это.

Журнал "Антиквар"

Реклама:

Головне сьогодні