Братья Чепмен: Вам достаются наши ужасные туристы, а нам - ваши ужасные олигархи
Братья Джейк и Динос Чепмены – одни из самых востребованных художников британского искусства 90-х.
Из банды "Молодых британских художников" они, пожалуй, наиболее веселые и радикальные. Чепмены бьют наотмашь и избавляют от иллюзий в отношении современной культуры, и делают это играючи, весело, вполне в традициях британского юмора.
"Украинская правда. Жизнь" поговорила с художниками о табу в современной культуре, а также обсудила актуальные вопросы: допустимость насилия в отношении женщин и поведение британских туристов за рубежом.
Братья Динос и Джейк Чепмены |
- Для начала я бы хотела поговорить о границах допустимого. Есть ли что-то, что вы никогда не делаете в искусстве и в жизни?
- Джейк: Очевидно это все то, чего мы еще не делали...
[L]- Динос: …и пока мы не будем делать. (смеются)
- Вполне дзенский ответ. Тем не менее, в современной западной культуре существуют табу. Нормальным членам общества как-то не принято шутить по поводу детской сексуальности. Табуирована ирония по поводу холокоста. Однако вы нарушали табу.
- Джейк: Ограничения есть всегда. И мы заинтересованы именно в таких вещах, и обычно нарушение границ в наших работах присутствует.
- Вы нарушаете границы табуированных тем. В Европе мало кто рискует шутить по поводу ислама. У вас есть это в планах?
- Джейк: Мы не высмеиваем, мы используем юмор как инструмент. С другой стороны, мы работаем с тем, что является частью нашей культуры. Мы не несем ответственность за то, что происходит в других культурах.
Юмор вездесущ. Смеяться можно по-поводу чего угодно. Но если появляются запреты, это как раз может привести к тому, что появятся люди, которые способны на новый холокост.
- Как вы думаете, современные художники победят табу на ироническое высказывание по поводу ислама.
Динос: Для художников табу не существует.
Джейк: Для иронии время еще не пришло. За последнее десятилетие, западная цивилизация фактически уничтожила две страны на Востоке.
Динос: Проблема еще и в том, что даже в Европе мусульманам не могут обеспечить равных прав и демократии. Женщинам запрещают носить платки. Если мы не можем обеспечить демократию у нас, то как мы можем требовать ее там?
Джейк: Кроме того, наше правительство хочет, чтобы художники атаковали ислам. Они пытаются стрелу обвинения направить в другую сторону.
Запад делал множество отвратительных вещей на Ближнем Востоке, а сейчас пытаются показать, что они нам на самом деле вредят. Мы никогда не вступаем в союз с нашим правительством по поводу того, что мы делаем.
- Почему? Вы анархисты?
- Динос: Нет.
Джейк: Да. (оба смеются) Мы думаем политически. Думать как художник – это ошибка.
Динос: Еще не возникла политическая система, которая устраивает всех.
Все зло мира, 2012–2013. Стекловолокно, пластик, смешанная техника |
- Меня впечатляет то, как на ваши работы влияет контекст. В Киеве и Санкт-Петербурге они воспринимаются иначе, но и тут и там ощутима угроза ультраправых.
Джейк: Мы создаем работы таким образом, что в них сливаются поэтическое и драматическое, чтобы людям было сложно на них смотреть, не осознавая то, с чем они связаны.
Поэтому возможна такая полярная реакция. На искусство, на нашу работу, мы не смотрим как на развлечение, это философская составляющая.
Все зло мира, 2012–2013. Стекловолокно, пластик, смешанная техника |
- Что влияет на выбор темы?
Динос: То что мы делаем, вбирает в себя абсолютно все. Работа художника заключается в том, чтобы изучить все обстоятельства выбранной темы. Искусство несет в себе и идеализм, и красоту, и доброту, мы стараемся чтобы это все включить в свои работы. Мы рассматриваем эстетику идеологически.
- Редактор просила меня задать несколько жизненных вопросов. Сейчас попробую это сделать, а потом узнаю, правильно ли я ее поняла. Итак, можно ли бить женщин?
Динос: В шахматах! (смеется)
- А детей?
Джейк: Все зависит от того насколько они маленькие и хорошенькие. (смеется)
- Джэйк, я как-то прочла ваше высказывание о рисунках собственных детей, мягко говоря, скептическое. Разве не все дети рисуют гениально?
Джейк: Моя одна знакомая издала книгу поэзии. Мне она сказала, что пишет стихи с 6 лет. Я ответил, что должно быть это дерьмо. Искусство связано с идеями, у детей идей нет. У детей только реакции. Они еще даже не люди.
- Дискриминация?
- Джейк и Динос: да-а!
- Джейк: Правильно, предоставить детям возможность быть детьми, а не художниками или поэтами.
Искусство – территория взрослых, они иногда воспринимают реальность исходя из собственных представлений. Очень плохо, когда родитель заставляет ребенка быть таким, как он сам. В этом случае, ты сам снижаешь свою собственную интеллектуальную планку.
Ребенок начинает считать, что он такой же умный как ты.
Искусство не дает возможности быть ребенком.
Секс І, 2003. Бронза, краска |
- У вас что-то кроме искусства способно вызвать сентиментальность?
Джейк: Мы работаем со слезами на глазах... Представьте себе, берете маленькую головку, цепляете ее за маленькие ручки-ножки...
Динос: Когда ты создаешь произведение, ты не можешь быть сентиментальным. Ты можешь быть сентиментальным по отношению к утратам, не состоявшимся достижениям.
Джейк: Вообще, у нас раннее слабоумие!
Динос: Да, мне как-то грустно стало, не могу даже вспомнить по какому поводу.
Бронзовые скульптуры из "Семейной коллекции Чепменов" |
- В продолжение жизненных вопросов, может, вы объясните, почему англичане самые отвратительные туристы в мире? Они выпивают и дебоширят значительно больше других, даже русских. Это особенности воспитания? Традиции империализма?
Динос: Простите нас, простите...
Джейк: В чем-то мы должны превзойти всех!
Динос: Британцы всегда такими были, даже в викторианскую эпоху. Подождите вечера и мы вам покажем. Вообще странное время: вам достаются наши ужасные туристы, а нам ваши ужасные олигархи.
- Хочу поговорить об агрессии. Наслышана об истории, что не обошлось без рукоприкладства, когда к вам в мастерскую пришла дама-критик из одного влиятельного издания.
Динос и Джейк: Понятно, почему вы спросили, можно ли бить женщин.
- Тарантино, мне помнится, побил критика, чья рецензия ему не понравилась, и как-то не стеснялся в выражении эмоций.
Динос: Похоже на средневековые истории, как кто-то кого-то пожирал...
Джейк: На самом деле, все обстояло так. Пришли журналисты в студию, мы попросили их уйти. Среди них была дама, которая все раздула так, что чуть ли мы ее не били ногами. Такая англичанка-идиотка из высшего класса, она никогда в жизни пальцем о палец не ударила.
- Это был акт классовой борьбы?
Джейк: Да!
Динос: Она, кстати, заслуживает гораздо худшего.
Фотографии предоставлены PinchukArtCentre © 2013. Фотограф: Сергей Ильин