Тест

Полное раздевание

"Упорно" - коллективная выставка в галерее "Карась" под кураторством Люси Комарницкой - реакция на законопроект принятый Верховной Радой о запрете хранения порнографии. В экспозиции представлены работы 13-ти украинских художников и видео от российских "Синих носов". В целом вышел такой реквием по эпохе либерализма, которая может закончится со дня на день.

Игорь Галан предоставил свое монументальных размеров полотно "Горбачев и его 15 распущенных республик", созданное в стилистике гламурной брутальности. С ним перекликаются фривольные автопортреты художницы Маши Шубиной.

Видео "Синих носов" - напротив сделано в любимой ими манере тяп-ляп-арт.

Александр Ройтбурд представлен добротной живописью, вполне кинематографичной - материалом послужило порнографическое фото из интернета.

Материалом для этой картины Александра Ройтбурда послужило порно в интернете

Илья Юсупов в роли "Родины-матери" видит обнаженную женщину, с распоротой брюшиной, мифологически схожую с богиней Кали. Степень фривольности более чем сдержанная, что вполне объяснимо - с сексуальной тематикой целенаправленно украинские художники не работают. С учетом концепции "Упорно", экспозиция так и вовсе выглядит невинно. На порнографа не тянет ни один из участников проекта.

За годы независимости порнографию в украинском парламенте запрещали трижды, но именно последний акт законотворчества, удивительный по силе абсурда, вызвал некоторую активность в прежде совершенно невозмутимой украинской арт-среде.

Хотя, казалась бы, художники в цивилизованном обществе - главные возмутители спокойствия, но те, кто принадлежит к старшему поколению, на баррикады давно не рвутся, не в обиду сказано, всему свое время, младшее поколение нынче больше интересует интеграция в глобальный арт-процесс, нежели производство высказываний, доступных для понимания украинским обществом.

Первыми на принятие закона отреагировали правозащитники, потребовавшие у Виктора Ющенко наложить на закон вето. Тем не менее, само открытие "Упорно" по градусу гражданского пафоса напоминало в большей степени митинг.

Самую резкую позицию занял писатель и художник Лесь Подревянский:

"С таких незаметный вещей начинается фашизм. Потому что фашизм начинается с разговоров о морали, когда государство заходит на территорию, которую оно не имеет право контролировать. Скажу даже так: государство, которое не в состоянии обеспечить нормальный прожиточный минимум, не имеет никакого морального права говорить о морали вообще. Особого слова заслуживает комиссия по защите общественной морали, я считаю что само существование этой комиссии - позор для всей Украины, и люди, которые являются ее членами, опозорили себя перед своими детьми и внуками навсегда".

Игорь Галан "Горбачев и его распущенные 15 республик", 2009 год. Работа с выставки "Упорно"

Участник выставки художник Александр Ройтбурд, напротив, был устало-ироничным:

"Я считаю, что чем менее репрессивное государство, тем более оно эффективное. СССР, где было запрещено вообще все, распался. Если бы в СССР было больше порнографии, то, возможно, мы до сих пор бы изучали доклады какого-нибудь секретаря ЦК КПСС".

Евгений Карась призывал общество ни в коем случае не успокаиваться, даже в том случае, если Президент воспользуется правом вето, так как происходящее имеет крайне негативную тенденцию.

Владимир Яворский, исполнительный директор Украинской Хельсинкской союза по правам человека, в свою очередь пояснил, что по имеющимся у правозащитников данным, деятельность Комиссии по защите общественной морали, привела к возбуждению около 300 уголовных дел. Тут следует учесть, что определения этого закона имеют неточный характер, их можно толковать и так и эдак, а экспертные оценки НЭК, мягко говоря, вызывает недоумение.

Акции такого рода, когда арт-территория становится площадкой для обсуждения общественно значимых проблем хороши тем, что услышаны люди, которые не так часто становятся объектами внимания медиа. С учетом того, что большая часть медийного пространства обслуживает украинский политикум, для которого популизм стал национальным видом спорта, для социальных проектов на арт-территории открываются новые возможности.

Вопрос в том, захотят ли ими воспользоваться художники и, что не менее важно, способны ли они говорить с обществом на доступном для него, общества, языке. Как, скажем, в случае с "Упорно".

Оценку экспозиции как целостного проекта оставим за скобками - очевидно, что работы собирались стремительно и ценность акции в ее социальной направленности, тем не менее, удалось совместить полезное с приятным.

Одинокий голый мужчина

Если в "Карасе" доминировали работы художников в сознательном возрасте, переживших крушение советской пуританской империи и сексуальную революцию 90-х, то выставка в "Я галерее" создавалась представителями уже другого поколения, для которого свобода - нечто само собой разумеющееся, то есть не повод для полемики.

Художник Анатолий Белов и кинорежиссер Дмитрий Моисеев представили фотодокументацию проекта "Желание Желания", который перекликается с предыдущим стрит-арт проектом "Почему мораль?".

И хотя Белов выразил свою личную точку зрения, само название проекта довольно точно отражает мировоззрение художников младшего поколения: к моральному популизму украинского политикума и государственного топ-менеджмента они относятся с иронией и недоумением. Месседж "Желаний" несколько более сложный, связанный с сексуальной идентичностью.

Справа налево: художник Анатолий Белов и кинорежиссер Дмитрий Моисеев

Анатолий Белов:

"Мы сделали проект о желании и честности перед самим собой каждого человека, они, как видите, не пошлые и вполне невинные".

Тезис о невинности разделяет галерист Павел Гудимов: "Белов умеет делать тонко спекулятивные вещи. Это совершенно невинный проект, который может соседствовать с этюдами, классическими постановками. Проект не задумывался скандальный-эпатажным, он задумывался, мягким, молодежно-сексуальным. Галерея поддерживает и показывает молодое искусство, и в рамках этой программы состоялась эта выставка. Она говорит простым языком, о простых вещах".

Можно спорить о том, является ли нынче актуальной невинность, или все же украинскому искусству было бы неплохо ее лишиться, пережив эпоху радикального искусства.

Это действительно важно, потому систематическое избегание крайностей и обхождение острых углов лишают общество осознания очень важной ценности - развития. Поэтому от молодых украинских художников хочется ждать искусства критичного, агрессивного и сильнодействующего, иначе химеры и фантомы окончательно похоронят здравый смысл.

Фото предоставлены галереями