Тест

Крым. Вирус в активной фазе

Бледно-розовая крепость, некогда служившая верандой советского кафе. Мой друг пытается поймать в кадр прячущихся за ней "зеленых человечков", более известных в народе как "вооруженные вежливые люди". Это те самые ребята в российской форме с автоматами, которые внезапно появились в Крыму 28 февраля.

Подбегает молодая женщина. "Зачем вы их фотографируете? Вы что, в зоопарке?!" Голос срывается, дрожит. Спрашиваю ее: "Вы нервничаете?" – "Да, я нервничаю!" – "Почему? Вы знаете этих ребят?" Она отнекивается, лезет в сумочку и трясущимися руками достает мобильный телефон, фотографирует наши лица. Сейчас тут многие так делают.

"Почему вы их защищаете?" – интересуюсь. "Они защищают меня, а я защищаю их!" – бросает она и убегает в банк по соседству.

Мы недоуменно переглядываемся: что это было?..

Может, это запоздалый ответ на то, как люди беспрестанно фотографировались на фоне отряда "Беркута" на Банковой? Наверное, женщина посчитала, что их это унижает...

Фото: Сергей Моргунов

Сережа сегодня впервые приехал в Крым, голова у него разрывается. Рассказывает, как увидел среди "самообороны" парня с украинским флагом. А ему объяснили, что это такой стеб над "проукраинскими" активистами.

Каждая встреча двух лагерей оборачивается скандалом и грозит перерасти в драку. Все, кто стоит на "украинской" стороне, – это, по мнению других, "западенцы", "бандеровцы" и "майданутые". На Майдане им платили, а теперь они сюда за деньги приехали стоять, расшатывать крымскую мирную землю. Ответы "да я же местный!" – не принимаются: все, кто мыслит вне георгиевских ленточек, – предатели. Так и говорят: предатели, убирайтесь отсюда.

При этом у крымчан нет единой позиции в отношении к происходящему. А у некоторых позиции меняются каждые пять минут, в зависимости от собеседника.

Фото: Сергей Моргунов

Большинство уверены, что Янукович наворовал так, как не воровал никто из украинских правителей – но при этом признают его легитимным президентом и винят "Кулювлоб" в том, что тот и еще несколько "радикалов-фашистов" незаконно захватили власть. Соглашаются, что власть в Крыму тоже была свергнута незаконно, но "ведь это вы показали нам такой пример, теперь уж разбирайтесь".

Солидный мужчина на митинге в Ялте вступил в дискуссию с активистами. На вопрос, считает ли он, что Крым должен остаться в составе Украины, сказал: "Что-что вы сказали? В этом ПРОЕКТЕ?"

Страной Украину он, видимо, не считает.

Фото: Сергей Моргунов

Градус дискуссий настолько высок, а уровень так низок, что разобраться, чего именно хотят крымчане, просто невозможно. Это какая-то смесь гречки, манки и овсяных хлопьев, политых то ли сиропом, то ли застоявшейся водой из цветочной вазы.

Сможет ли всекрымский референдум поставить все на свои места?

И сможет ли новая власть обеспечить его легитимность?

Фото: Сергей Моргунов

Прочитала комментарии читателей: некоторые считают, что репортажи, подобные моим, ведут страну к расколу. Задумалась: а с чего, собственно, вся эта каша началась? С переворота власти и активизации пропутинского "Русского единства" Аксенова? Или с первого "коктейля Молотова", брошенного в "Беркут"?

Крымчане же не принимают радикальную риторику, они привыкли к спокойствию и благоденствию. Некоторые до сих пор уверены, что туристический сезон состоится, что все станет на свои места.

Фото: Сергей Моргунов

Очевидно, что сейчас здесь идет активная фаза серьезной болезни. Вирус спал в организме Крыма давно, а теперь активизировался.

Обезболивающие препараты и симптоматическое лечение не помогут. Требуется сложная болезненная операция, с наркозом и длинным периодом реабилитации.

Но чтобы понять, как лечить – надо успокоиться и распутать этот странный и страшный клубок.

Фото: Сергей Моргунов

Екатерина Сергацкова, специально для УП.Жизнь