Украинские ультрас: глобальное перемирие

Футбольные фанаты, которых раньше многие воспринимали как радикалов, провоцирующих беспорядки – теперь устраивают пышные шоу вроде вчерашней огненной акции на Пешеходном мосту в Киеве в поддержку единой Украины, защищают активистов от нападения и хором исполняют кричалку "Путин – х**ло".

"Украинская правда. Жизнь" поговорила с несколькими активистами движения ультрас и выяснила, что сейчас объединяет враждовавших раньше футбольных фанатов.

Раньше было так: "Динамо-Киев" дерется с "Черноморцем", а харьковский "Металлист" – с "Днепром". Между фанатами этих команд регулярно происходили столкновения. Теперь же ультрас "Металлиста" идут рука об руку с ультрас "Днепра" в одном марше за единую Украину, а фанаты "Черноморца" приезжают в Киев поддержать "Динамо".

Объединение футбольных болельщиков началось после того, как "Беркут" силой разогнал студентов на Майдане. Тогда впервые ультрас из враждующих лагерей собрались вместе на Михайловской площади. Позднее лидеры движения ультрас обратились ко всем фанатам украинских футбольных клубов с предложением подписать "джентльменское соглашение" о перемирии.

"Все к этому шло. Когда начался Майдан, люди с разных регионов приезжали в Киев, и уже тогда все завертелось, ультрас начали знакомиться между собой, – рассказывает ультрас симферопольского футбольного клуба "Таврия" Олег. – Мы ведь патриоты Украины, понимаем, кто в стране во всем виноват. Нам страшно не понравилось, когда избили студентов. Тем более что сами ультрас не раз подвергались милицейским репрессиям".

"Еще три года назад со многими ультрас были отношения, мягко говоря, не очень, – говорит бывший организатор движения, а теперь просто болельщик харьковского "Металлиста" Максим "Ковбой". – Теперь же мы заключили глобальное перемирие. Это произошло впервые в украинском фанатском движении, а во многих других странах такого никогда не было! Когда существует угроза, как сейчас, когда стоит вопрос целостности страны, есть нечто большее, чем вражда между клубами".

Кричалка "Путин – х**ло" была придумана именно харьковскими ультрас. Но на вопрос, кто автор, ответа нет. Народное творчество.

"Про Путина – это старая кричалка харьковского "Металлиста" времен вражды Суркиса с Ярославским (президента ФК "Динамо" с экс-владельцем "Металлиста" – прим.авт.), – объясняет Максим. – Только вместо Путина там был Суркис, Ярославский его недолюбливал. Замена врага в связи с ситуацией произошла несложным образом. Поэтому нынешняя кричалка стала намного популярнее, чем старая".

Скриншот с видео

Движение ультрас проявило себя как серьезная общественная сила, пожалуй, во время совместного марша фанатов "Металлиста" и "Днепра" в Харькове 27 апреля. Именно тогда на них напали представители сепаратистского движения. По словам ультрас, фанаты не нападали первыми ни в одном из последних противостояний.

"Мы никого из них не трогали и хотели избежать любых конфликтов, – рассказывает активист харьковских ультрас Игорь. – Первые жертвы появились среди наших фанатов. После случая в Харькове и та, и другая стороны подготовились к возможным будущим конфликтам: у многих появились цепи, дубинки, у кого-то из сепаратистов видел травматы. При этом милиция полностью бездействовала как тогда, так и 2 мая в Одессе.

Пролилась кровь, а в такие моменты адекватность улетучивается. Появляется необходимость защищаться. А когда милиция не работает, народ имеет право защищать себя самостоятельно".

Фото ultras.org.ua

Ультрас – это не какая-нибудь мифическая радикальная группировка. Это что-то вроде клуба по интересам, маленькие сообщества по 10-30 человек, которые общаются между собой. В каждом таком сообществе, как правило, есть активисты, которые ходят на собрания фанатского пула, придумывают акции поддержки команды – флешмобы, огненные шоу, перформансы.

Футбольные клубы не спонсируют деятельность ультрас – кроме, разве что, глобальных акций. У фанатов есть "общая касса", в которую они каждый месяц вносят посильные взносы. Ультрас представляют самые разные люди.

"Это и несовершеннолетние, и люди, у которых дети скоро паспорта получат. И студенты, и бизнесмены, и сантехники, и чиновники, – говорит Игорь. – Конечно, значительная часть ультрас – это студенты, молодежь, потому что у них много жизненной энергии и свободного времени".

После начала Майдана симферопольские ультрас, как и все, поддержали протестное движение и стали, по сути, самообороной для проукраинских активистов. Каждый митинг с желто-синими флагами охранялся молодыми ребятами в спортивках. Правда, как только Крым стал оккупированной территорией, ультрас начали поступать звонки с просьбой явиться в службу безопасности – "просто поговорить". Фанатам стали приходить невнятные повестки.

"Давление на ультрас начиналось еще осенью, задолго до того, как появились зеленые человечки, – рассказывает фанат "Таврии" Олег. – Болельщиков, поддерживающих протестное движение, фотографировали, а на митингах Антимайдана раздавали фотографии".

По словам одного из симферопольских ультрас Алексея, еще в конце ноября нынешний глава республики Крым Сергей Аксенов попытался "купить" ультрас для участия в Антимайдане – предлагал им стать "титушками" за неплохие суточные. Фанаты отказались.

Теперь же, после того, как Крым оказался оккупирован, все ультрас, за которыми могла вести охоту местная "самооборона", уехали с полуострова. Более молодые ребята "ушли в тень".

Фото football.ua

"Мы отказались от поддержки "Таврии" по тем причинам, что нам реально угрожает опасность, – говорит Олег. – Фактически, клуб остался без фанатов и большинства болельщиков. Сейчас посещаемость стадиона катастрофическая: приходит меньше тысячи человек, а матчи охраняют почему-то представители "самообороны", хотя, наоборот, от них нужно защищать людей.

Ситуация с клубом очень сложная. С одной стороны, мне кажется, российский спонсор не возьмет "Таврию", поскольку Крым – это оккупированная территория, и неизвестно, что будет дальше. Вдруг Крым завтра вернется в состав Украины? К тому же не работают банки, предприятия, аэропорт. Кому надо вкладывать деньги в такой ситуации? Тем более, мы знаем, что российская экономика сейчас сама переживает не лучшие времена. С другой стороны, и украинские спонсоры тоже не будут вкладывать деньги. Правда, руководство клуба все еще ждет мифических российских денег.

Единственный выход – если команда покинет оккупированную территорию и будет играть в соседней области. Все-таки "Таврия" – чемпион Украины, обладатель кубка, и на волне патриотизма его могли бы принять как клуб из Крыма, который не захотел оставаться в оккупации и уехал, чтобы сохранить историю команды.

Если сценарий захвата Крыма оказался возможен – то почему этот вариант невозможен?"

Сейчас ультрас размышляют, что будет дальше с фанатским движением.

Фото http://vk.com/fcmk_ultras

Если фанаты, между которыми годами была вражда, смогли объединиться – то дальше они могут стать большой движущей силой в Украине, и эта сила будет выходить за рамки футбольной темы.

"Мне бы хотелось, чтобы к той точке, когда между ультрас была вражда, мы больше не возвращались, – делится мыслями Максим. – Конечно, там все молодые горячие парни, и им нужно помимо поддержки команды вести игру во врагов. Им важно меряться силой, без всякого оружия и ножей. Это такая практика кулачных боев.

Но, думаю, больше вражды между ультрас не будет. Потому что отныне мы все стоим на одной стороне баррикад и хотим мира и единства".

Екатерина Сергацкова, УП.Жизнь

Реклама:

Головне сьогодні