Инструкция для вынужденного переселенца: что дает закон

Ирина Кушнир, представитель уполномоченного по правам человека, о том, на что могут рассчитывать вынужденные переселенцы с Востока Украины.

- Кто на сегодняшний день отвечает за вывоз беженцев из зоны АТО?

- Мы знаем, что этим занимаются активисты. Они работают эффективно: собирают людей маленькими группами, не распространяются о том, как везут, где везут, на чем везут. Большими автобусами уже нельзя людей вывезти, они обстреливаются, поэтому вывозят на микроавтобусах в условиях максимальной секретности.

- Почему госорганы не организовали вывоз мирных жителей?

- Тут возникает встречный вопрос – а каким образом они должны были действовать? На самом деле там много мирных жителей, которым некуда ехать и еще немало тех, кто не хочет выезжать. Многие видят, что происходит у них в радиусе обиатния. Основные ведь бои идут в Славянске и Снежном, хотя я не исключаю, что уже перекинулись и на территории других населенных пунктов. Ситуация меняется быстро.

Представитель уполномоченного по правам человека, которая отвечает за вопросы защиты прав детей, Оксана Филипишина, каждое утро начинает с того, что обзванивает все пункты, где в Донецкой и Луганской области размещены сироты и детские дома. И ей каждый день в ответ на ее настойчивые просьбы о вывозе детей говорили, что все безопасно, а в какое-то утро сказали, что зашли люди с оружием.

Я знаю точно, что наши блокпосты не препятствуют выходу и выезду мирных жителей.

- В Луганской и Донецкой областях проживает около 7 миллионов населения, тем не менее, официальная статистика сообщает о чуть более 40 тысячах беженцев, хочется узнать, где наши люди?

Ирина Кушнир. Фото minjust.gov.ua

- Дело в том, что не все, кто выезжает, регистрируются.

- Российские СМИ сообщают о десятках тысячах украинцев, которые выехали в Ростовскую область. Насколько эта информация отвечает действительности?

- Вот смотрите, детей, которых вывезли из зоны АТО, в Россию, то по свидетельским показаниям, отправили под дулом автоматов и без опекуна, которым является главврач и по ксерокопиям документов.

Нам пришлось договариваться с российскими властями, чтобы вернуть детей на территорию Украины.

Сейчас они, к счастью на отдыхе, в Днепропетровской области.

Вот эта ситуация иллюстрирует насколько добровольно выезжают люди.

Я знаю, что в зоне АТО работают российские волонтеры, но сложно судить, об их истинных мотивах.

- В Славянск не завозят продукты, но там живут люди, нужно ли туда посылать гуманитарную помощь?

- Из Славянска выехало большое количество населения. Наверное есть смысл больше направлять гуманитарную помощь в те места, где сейчас находятся вынужденные переселенцы.

- Как защищены права вынужденных переселенцев? На какую помощь от государства они могут рассчитывать?

- 19 июня в Верховной Раде был зарегистрирован закон про правовой статус вынужденных мигрантов с территории АР Крым и зоны АТО. После того, как президент подпишет закон, он вступит в силу.

Секретариат уполномоченного по правам человека участвовал в разработке этого закона.

У закона много минусов, за которые его критикуют правозащитники, но есть и позитивы. Этот закон – это первый шаг. Закон четко закрепляет, какой орган и за, что несет ответственность. До этого момента, скажем прямо, все занимались всем, но никто не отвечал за результат. Сейчас Государственная миграционная служба - это первая служба, которая будет встречать переселенца.

Переселенец подает в этот орган свои документы, чтобы получить свидетельство вынужденного переселенца. Пока в течение в течение 10 дней рассматриваются его документы, он обязательно получает место для проживания.

Получение свидетельства – это обязательная процедура, если переселенец хочет воспользоваться дополнительными правами. Без такого свидетельства не возможно будет перевестись в другой вуз или перевести пенсию. Таким образом, мы будем вести учет переселенцев.

Сейчас самый большой поток беженцев принимает Харьковская область, оттуда беженцы разъезжаются по всей территории Украины. Но пока очень слабый учет. Как только закон вступит в действие, в Государственную миграционную службу будут стекаться все данные, где и в каких регионах есть свободные места и кто готов принять людей.

- Скажите, почему закон не был разработан раньше, ведь первые переселенцы у нас появились еще в марте?

- На самом деле был разработан первый законопроект. Но в спешке авторы не учли многих нюансов. Поэтому закон пришлось переделывать. В таком деле спешка невозможна, потому что каждая ошибка играет роль и может работать не на пользу людей.

В законе, принятом Верховной радой, детально прописана реализация прав. Мы даже учли тот факт, что беженцам тяжело добираться до госорганов, поэтому наши чиновники каждые 10 дней будут проводить выездные приемы и на месте решать такие вопросы как восстановление документов, перевод пенсий.

- Какая финансовая поддержка предусмотрена законом?

Как только закон подпишет президент, у Кабмина появятся полномочия определить размер помощи и начать разработку социально-экономических программ интеграции.

- Сейчас конкретно чем государство помогает вынужденным переселенцам?

- До сих пор у нас нет координационного центра на уровне государства, который бы координировал действия разных органов.

Но на сегодня уже работают координационные штабы при каждой государственной администрации области. Движущей силой этого процесса, конечно, являются волонтеры.

У них есть списки мест расселения, они принимают беженцев, консультируют. На сайте уполномоченного по правам человека можно узнать о количестве свободных мест в той или иной области.

- Почему до сих пор не создан единый координационный центр для вынужденных мигрантов?

- Я могу констатировать абсолютно провальную информационную политику госорганов, никто не информирует. Мне кажется, номера координационных центров должны висеть на каждом столбе, их надо объявлять по селектору на вокзалах.

Реклама:

Головне сьогодні