Выставка молодых художников "НЗ"
Название выставки подсказала инсталляция Николая Ридного "Запас" - ироническая рефлексия по поводу экономического кризиса. Он наполняет сумки разных слоев населения - от школьников до светских дам, стратегическими продуктами, как то: крупами, солью, сахаром, макаронами...
Зрелище забавное в своей анахроничности. В эпоху товарного изобилия мифологическое построение прошлого все еще живо: мы, оказывается, по-прежнему не уверены в завтрашнем дне и вынуждены запасаться как белки. В начале кризиса эфирное время выпусков новостей заполняли забавными курьезами: вроде того, что с полок супермаркетов периодически исчезает соль, ее разметают предусмотрительные старушки.
Не только пенсионеры живут с мыслью о "черном дне", войне, голоде, активно фантазируя на эту тему. Психологи замечают, что чем благополучней существование человека, тем больше он мучим страхом все потерять, обратная сторона благополучия - фантазм катастрофы, которая его разрушит. От страха неизвестности невозможно избавиться в принципе, к тому же, его подпитывает пресловутая социальная незащищенность наших соотечественников...
Художников заинтересовал еще один "рудимент" совкового менталитета: страх голода порождает "эстетику ожирения". Накопление подкожного жира служит гарантией выживания, "стратегическим запасом", так сказать.
Для "среднестатистической массы" еда - единственно доступный способ наслаждаться жизнью и даже, как ни ужасно это звучит, единственный смысл существования. Опять же, с аналитической точки зрения еду можно рассматривать как некий заместитель утраченных базовых ценностей - любви, привязанности, самоуважения, а полноту - как заместитель полноты жизни...
Здесь всплывает еще одна мифологема: противостояние художника и "биомассы". Художник играет роль соглядатая кафкианского толка, "человека толпы" который, на самом деле, всегда находится вне и над нею. Он не подвержен стадным инстинктам, поэтому наблюдает, изучает представителей толпы как экзотических животных, жизнь которых транслируется анималистическими телеканалами - и этот параллельный мир абсурда завораживает его...
"Бунт масс", в том числе, и в искусстве произошел давным-давно, но художник все еще не считает себя побежденным. Как и сто лет назад не устает напоминать о причинах банализации искусства: нельзя быть чересчур демократичным, понятным и привлекательным для всех. Искусство длительное время ассоциировалось с элитарностью сознания и автономностью территории.
Между тем, внутри этой территории в качестве агента-провокатора исподволь работала тенденция к нарушению границ, выхода за рамки эстетического. Как результат - упразднение любых внутренних критериев и рамок: коль скоро нечто выставляется в галерее, его можно назвать произведением искусства, здесь определяющим является только контекст...
Так, шаг за шагом искусство продвигалось к тому, чтобы стать частью индустрии развлечений, "медийной поверхностью", потерявшей свою глубину. "Антикризисная мера" в этом случае - восстановление дистанции между наблюдателем и толпой, ему необходимо перестать отождествлять себя с "поп-вкусом"...
Что и делает Дмитрий Корниенко, который однажды совершенно случайно, в классических традициях "апроприированного" искусства, нашел на улице фотопленку. Он проявил ее и получил снимки, на которых люди преимущественно выпивали и ели. Затем, залюбовавшись алкоголической эйфорией на лицах толстых теток, выбрал сцену "Завтрака на траве" (как он назвал ее в честь Мане) и перевел ее в формат живописи...
Леся Хоменко, которая весьма неравнодушна к гротескной социальной типологии, прибегла к менее сложному способу наблюдения видов. Она отыскала их просто на пляже, где идет соревнование пивных животов: чей силуэт изысканней и рельеф круче. В этой "зеркальной" системе ценностей - чем хуже, тем лучше, - и кроется настоящая правда жизни, сильно отличающаяся от правды искусства...
Виктория Бурлака
Открытие состоится 17 сентября в 19.00 по адресу ул.И.Мазепы, 28.
Выставка буде проходить с 17 по 30 сентября 2009.
Вход свободный