Заметки о скандале

33
22 липня 2009

"Бруно" продолжает успешно идти в широком прокате в странах Северной Америки и Европы. 23 июля фильм должен был бы выйти в украинский прокат, однако этому помешал запрет со стороны Министерства культуры и  Нацкомиссии по защите общественной морали.

Теперь украинцы повышают траффик пиратских сайтов и смотреть "Бруно" настроены решительно. Другой реакции трудно было ждать, держать дулю в кармане - любимая национальная форма протеста. Если мыслить конструктивно, министерство культуры и моральную комиссию хочется попросить запретить весь артхаус, а также золотой фонд мировой литературы и философии, это значительно поспособствовало бы расширению кругозора среднего украинца.

Кто боится "Бруно"?

Британского комика Сашу Барона Коэна можно пригласить снимать следующий фильм в Украине. Создатель персонажей рэппера Али Джи, казахского журналиста Бората и австрийского телеведущего-гея Бруно, как-то сказал, что, скорее всего, ему придется прекратить снимать такие фильмы, потому, что в Америке он стал слишком популярным.

Для съемок фильмов и телешоу, в которых львиную долю занимает документирование розыгрышей, популярность - непреодолимое препятствие.  В Украине, где запрещен выход фильма на всех видах носителей, в том числе и на DVD для домашнего просмотра, где велик сегмент граждан, не охваченных интернетом, для Саши Барона Коэна открылись бы большие творческие перспективы.

Министерство культуры тем самым могло бы как-то поддержать киноиндустрию и туризм в кризисные времена, но главное, вернуть украинцам юмор, в последнее время вытесненный в маргиналии.

В Казахстане "Борат" был запрещен, но похождения казахского журналиста поспособствовали росту потока западных туристов в страну. Кстати, в Украине и России "Борат" не вышел по причине самоцензуры дистрибутора фильма, его просто решили не выпускать в прокат.

 
Запрет "Бруно" связан с самоцензурой большинства экспертов Министерства культуры и туризма Украины. Фактически, это акт цензуры со стороны государства. Что само по себе нелепо, с учетом бесконечных деклараций политических лидеров о верности демократическим ценностям и свободам, и желании попасть в Европу. Украина, благодаря резонансу в западной прессе, теперь стала объектом насмешек. В Time, в заметке, посвященной запрету "Бруно",  Украину сравнивают с СССР, в котором не было секса.

В Guardian и того хуже. Если судить по этой статье, то мы живем просто в каком-то средневековье. Мне, например, крайне неприятно, когда об Украине пишут как о стране ханжей и невежд. Тем более, что, будучи членом экспертной комиссии при Министерстве культуры и туризма, я голосовала за выдачу фильму "Бруно" прокатного удостоверения.

Бруно, великий и ужасный

Сделанный на стыке кино, хеппенинга, телевизионного шоу "Бруно" является одним из самых значительных произведений года, причем его ценность не только художественного, но и социального свойства.

Самые провокационные эпизоды - не постановочные, а снятые документально. И реакции невольных участников съемки как раз и представляют наибольший интерес. Например, Бруно в аэропорту снимает с транспортной ленты коробку и к ужасу публики достает из коробки прехорошенького чернокожего малыша.

Или берет интервью у Полы Абдул и Латойи Джексон, усаживая их на спины мексиканских гастарбайтеров. Или на глазах у пришедшей на рестлинг публики Бруно вместо того, что бы драться со своим партнером, вступает с ним интимные отношения. Так что провокация - отнюдь не самоцель.

 

"Бруно" - сатира на современное западное  общество с его культом почитания моды, ТВ, звезд, гомофобией, переходящей в гомофилию. Как раньше писали в школьных сочинениях - Бруно "заставляет задуматься". При этом не поучая, а развлекая. Это один из самых моральных фильмов, которые мне приходилось видеть за последнее время.

Откровенно говоря, странно, что в официальной позиции министерства культуры и моральной комиссии педалируется именно гомосексуальная тематика. Неужели это единственное, что они заметили в фильме?

Безусловно, брутальности и шуток ниже пояса в фильме более чем достаточно, но это самый поверхностный его уровень. И если люди, которые занимаются экспертизой, не способны отличить сатиру от порнографии, то, очевидно,  с ними что-то не так, либо с их образованием, либо с их психологическим состоянием.

 

Саша Барон Коэн и режиссер фильма Ларри Чарльз оказались в числе лучших сатириков глобального мира. За сценарий фильма "Борат" Саша Барон Коэн получил премию "Золотой глобус", осмелюсь на прогноз - у "Бруно" велики шансы повторить успех. "Бруно" как раз и является иллюстрацией того, что по-настоящему талантливый автор фильма режиссирует не актерами на съемочной площадке, а эмоциями зрителей в зале.

Открытое общество и его враги

Из 14 экспертов прокатной комиссии фильм четверо проголосовали за разрешение выхода фильма на всех видах носителей, еще двое экспертов дали добро на домашний просмотр. (Результаты голосования здесь)

 

На основании мнения большинства экспертов, министерство культуры и отказало в выдаче компании "Синергия" прокатного удостоверения фильму "Бруно". Однако можно предположить, что руководство компания "Синергия" как раз и расчитывало на то, что фильму откажут.

"Бруно" был предоставлен без перевода на DVD в таком неудовлетворительном качестве, что его едва возможно было просмотреть. Если бы вдруг фильм получил прокатное удостоверение за 10 дней до предполагаемой премьеры, то дистрибуторы просто не успели бы дублировать фильм и напечатать копии.

Зачем они так поступили? Для того, что бы оправдаться перед своими московскими партнерами. Дело в том, что в связи с кризисом дистрибуторы предпочитают не рисковать и выпускать в прокат  абсолютные хиты.

"Бруно" по своему прокатному потенциалу, очевидно, что не "Гарри Поттер" и даже не "Тарас Бульба". Если бы дистрибутор хотел выпустить фильм, то логично, что он постарался бы сделать фильм более доступным: можно было бы работать с прессой, привлечь культурологов и философов, постараться доказать ценность этого фильма.

Вспоминая просмотр фильма Лилиан Кавани "Ночной портье" во времена моего советского детства в кинотеатре, дистрибуторы напечатали копии, на которых непосредственно перед фильмом несколько минут выступал авторитетный киновед Кирилл Разлогов, тем самым подготавливая аудиторию к восприятию авторского фильма, в котором присутствовали элементы BDSM. На мой взгляд, украинские дистрибуторы, вполне могли бы взять этот прием на вооружение.

Но понятно, что для этого необходимо, как минимум желание.

 
Касательно "Бруно" - то, что произошло в министерстве культуры, мне кажется просто сбоем в системе, который время от времени случается. Например, полтора года назад не получил прокатное удостоверение фильм "Запрещено к показу", состоящий из новелл, снятых в том числе Мариной Абрамович и Мэтью Барни - выдающимися художниками современности, показанного на МКФ в Каннах.

Чиновники, по крайней мере, в отделе кино и видеопроката, очень загружены текущей работой и в скандалах совсем не заинтересованы. Что касается официальной позиции - текст заявления на сайте министерства с абсолютно патерналистской, даже тоталитарной риторикой - о том, что фильм вредит воспитанию граждан, я это воспринимаю как довольно смешной рецидив совестного мировоззрения, который произошел просто от испуга. В демократических странах взрослых граждан не воспитывают, а ограничивают показ для несовершеннолетних.

На сайте imdb  указаны рейтинги c которыми Бруно вышел в цивилизованном мире: США:R, Ирландия:16, Исландия:14, Австралия:R, Великобритания:18, Португалия:M/16, Новая Зеландия:R16, Норвегия:15, Канада:16+ (Квебек), Канада:18A, Финляндия:K-15, Швеция:11, Нидерланды:12, Германия:16, Украина: запрещен.

Хочу обратить внимание, что самые традиционно суровые в этом отношении Великобритания и США поставили рейтинги "18" и "R" (это значит, что допускаются подростки 17 лет в сопровождении родителей).

В Великобритании сделали и специальную версию - отцензурировав "Бруно" для подростков старше 15. Это все к тому, что можно дискутировать с какого возраста может быть доступен "Бруно" несовершеннолетним, но запрещать фильм взрослым гражданам для демократической страны неприемлемо.

Выводы нацкомиссии по защите общественной морали о том, что фильм является порнографией, на мой взгляд, не соответствуют действительности. И процедура экспертизы в НЭК, и разрабатываемые в комиссии критерии того, что следует считать порнографией, по меньшей мере, устарели лет на сорок, но этот тема заслуживают отдельного разбора.

 
Если коротко, то если подходить вот так буквально, с циркулем и линейкой к произведениям искусства и, в частности к кино, то порнографией окажутся выдающиеся произведения мирового искусства. Какой бы откровенной не была бы сцена, если ее замысел художественно оправдан - это искусство, а не порнография.

Но установить художественную ценность в состоянии действительно квалифицированные специалисты. В противном случае это становится предметом политических предвыборных спекуляций. Ведь общественная мораль тем и хороша, что за нее очень легко бороться, это же не реформы в стране проводить. Взять хотя бы гуманитарную сферу, где разруха в медицине и успешно проваливается подготовка к "Евро 2012", зато гуманитарный вице-премьер Иван Васюнык выражает удовлетворение работой комиссии.

В сущности, история с запретом "Бруно" сама по себе не менее комична, чем сам фильм. А вообще, предлагаю ввести новую единицу измерения градуса национального абсурда - "бруно". Например, запрет на хранение порнографии - 2 "бруно", признание романа лауреата Шевченковской премии Олеся Ульяненко "Женщина его мечты" порнографией - 3 "бруно", принятие в первом чтении проекта депутата Геннадия Москаля запрещающий оборот эротической продукции тянет на 3 "бруно", предложение депутата БЮТ Пилипенко наградить Лозинского орденом - 10 "бруно". Кто больше?...

 

Автор - Аксинья Курина

powered by lun.ua