Интернет-поколение: старые вопросы в новой действительности
Пятницу в моей лаборатории можно справедливо назвать днём трёпа. Не то, чтобы мы совсем не работаем, но, скорее, начинаем усиленно отлынивать, перемежая рабочий день сходками у микроволновки и тостера и обсуждением "всего-что-в-голову-взбредёт".
Сегодня моя сотрудница Стефани поведала нам историю её двухдневной войны с супругом Брайеном. Брайен страдает необъяснимой нелюбовью к телевизору и, придя в начале недели домой, Стефани обнаружила, что муж позаботился об отключении кабеля.
"У нас больше нет телека", - трагическим голосом сообщила она.
Сотрудница моя, как женщина решительная и не чуждая концепции равенства прав полов, тут же позвонила и отменила интернет, к которому так "привязан" супруг.
Два дня они не разговаривали, но сегодня (то ли любовь победила, то ли здравый смысл восторжествовал) они пришли к мирному соглашению, которое предполагает возврат к стартовым позициям: он засядет за компьютер, она вернется к "reality TV".
История комичная. Посмеявшись вместе со всеми, я перестала прислушиваться к аналогичным случаям семейных перипетий моих коллег и задумалась о том, что случилось бы с моей хрупкой нервной системой, если бы у меня два дня не было интернета.
Ничего хорошего!
Я плохо переношу даже редкие двух-трёх часовые перебои с Сетью. И это при том что особого времени у меня на интернет нет. Утром я встаю раньше мужа и сына, чтобы в тишине за чашкой кофе почитать новости и выделить статьи, которые буду читать в течение дня, когда выдастся свободная минутка.
То, что я не успеваю прочитать, остаётся на вечер после спортивного кружка-ужина-чтения-домашнего задания. Вроде бы нормальное расписание, но, когда интернет перестаёт работать, идея, что я не могу в любую минуту сесть и проштудировать новости, становится для меня невыносимой.
После разговоров с друзьями и знакомыми, я с облегчением узнала, что моя информационная клаустрофобия - это явление распространённое. Так чем же стал для моего поколения интернет? Должны ли мы озаботиться своей онлайновой зависимостью и доступностью любой информации, или это исключительно счастливое завоевание постиндустриального общества?
Блогеры и экстремально информированные граждане стали кошмаром нечистоплотных политиков и журналистов.
Известный американский репортёр Дэн Разер (CBS News), видимо, проклял тот день, когда интернет стал доступен народным массам. Его блестящая карьера закончилась, когда блогеры разоблачили "документ", который Разер использовал в своём репортаже о том, что Джордж Буш, избиравшийся тогда на второй срок, пользовался преференциями при службе в армии.
Документ оказался подделкой, и, хотя, рейтинг Буша так никогда и не вернулся к первоначально высоким позициям, журналист вынужден был уйти в позорную отставку из CBS, а потом еще пришлось и оправдываться!
Интернет уже стал неотъемлемой частью жизни миллионов людей. Фото jared (www.flickr.com) |
Я помню, с каким самозабвением я скачивала видео со странички "5 канала": запугивание студентов и яичный обморок, склады с выборными бюллетенями и избиения наблюдателей...
Информация распространялась в течение считанных часов. Кто знает, как повернулась бы история, если бы тысячи людей не стали прямыми свидетелями произвола властей...
А Чернобыль. Представьте, если бы у нас был интернет в 1986 году. Смогли ли бы наши серпасто-молоткастые вожди держать в заложниках миллионы ни о чём не подозревающих граждан?
Наличие интернета держит власть предержащих в постоянном напряжении, делая затруднительным лицемерие и ложь, манипуляции и замалчивание информации (неудивительно, что мировые правительства периодически пытаются цензурировать Сеть).
А как это информационное изобилие отражается на частной жизни рядовых людей?
Когда моя университетская подруга Линнея была на пятом месяце беременности, её муж был отправлен в свою первую ходку в Ирак. Не обязательно пережить подобное, чтобы представить себе агонию разлуки в подобных обстоятельствах.
Я помню, как Линнея мне звонила и (ни разу при мне не заплакав), говорила, что ей повезло: предыдущему поколению военных семей было тяжелее. Почти каждый день Линнея получала е-мейлы от мужа и раз в две недели отправлялась в фотостудию, чтобы запечатлеть для него свою меняющуюся фигуру.
Жизнь ее мужа без выходных, с 12-часовым рабочим днём, вращалась вокруг этих посланий. Цифровой век, без сомнения, облегчил эти тяжёлые месяцы в жизни двух любящих людей.
Есть и другой пример. Как-то я наткнулась на веб-страничку женского клуба, участницы которого поливали грязью бывших возлюбленных и мужей. Сначала я была шокирована жестокостью и беспрецедентным, по своей откровенности, обсуждением интимных деталей прошлых отношений.
Но мой шок быстро перешёл в ступор, когда я увидела, что обиженные женщины называли имена, фамилии и места работы своих бывших мужчин.
А чего стоят выложенные в Сети фотографии и видеозаписи не совсем одетых бывших подруг и жён! И ведь подобное унижение редко кто переносит безболезненно. Даже знаменитости, для которых любое проявление на публике, даже ковыряние в носу, есть пиар.
Недавно восходящая звезда американского спортивного канала ESPN Эрин Эндрюс стала жертвой съёмок скрытой камерой через отверстие, просверленное в её гостиничном номере.
Видео распространилось в интернете с потрясающей скоростью! Согласно американским законам, человек, заснявший таким образом журналистку, пойдёт в тюрьму, но причинённый ей вред уже не возместить.
И хотя женщина она красивая, а её натренированной фигуре могли бы позавидовать красотки Голливуда, но подобное "появление на публике" ее рассердило. "Я же вам не чёртова Бритни Спирс!", - так отреагировала Эрин на свою интернет-популярность.
И если бы страдали только взрослые...
Современные дети с удовольствием часами сидят в чатах и социальных сетях. Фото dalbera (www.flickr.com) |
А девочки, назначающие через интернет свидания мальчикам, оказывающимся взрослыми мужчинами с криминальной историей. Эти девочки редко возвращаются домой живыми после таких встреч. Подобные истории стали уже буднями западных полицейских хроник.
Интернет, как и любой аспект человеческой жизни, несёт в себе добро и зло.
Что же светит нам, жертвам информационного века и высоких технологий? Какие навыки мы, родители подрастающего поколения, должны усвоить, чтобы наши отпрыски (не представляющие себе мир без сотового телефона и компьютера) росли в относительной безопасности и комфорте?
Е-мейл и чаты, социальные сети и u-tube, онлайн библиотеки, google и форумы делают нас более осведомлёнными и образованными, или грозят нам передозировкой информацией и вторжением в нашу личную жизнь и жизнь наших детей?
Наши родители считали злейшим врагом сексуальную революцию. Мы наверняка думаем, что наш враг гораздо более изощрённый. А что будут думать наши дети, осмысливая нашу борьбу на ниве их воспитания?
Автор - Анна Величко, Солт Лейк Сити, штат Юта, США