Об этике, морали и рецептах по-швейцарски
"Трагедия, а может, и счастье каждого человека состоит не только в том, что ему повезло появиться на этом свете, но и в том, что когда-то ему придется умереть" - однажды написал в своем дневнике швейцарский писатель Макс Фриш.
В маленькой и благополучной Швейцарии слова Макса Фриша (кстати, уже умершего) приобрели в последние годы особую окраску.
Речь идет о вызывающей острые споры и дискуссии деятельности организации "Дигнитас", название которой в переводе с латинского означает "достоинство".
Ее сотрудники уже двенадцать лет помогают безнадежно больным людям по собственному желанию уходить в мир иной - достойно и без мук.
В отличие от большинства других европейских стран такая смертоносная помощь в Швейцарии официально разрешена. В 2006 году Федеральный суд Швейцарии подтвердил неотъемлемое право каждого человека решать самому, каким образом и когда он может умереть.
Это вызвало в стране всплеск эмоций и протесты, особенно со стороны церкви. Убежденному христианину трудно согласиться с правом на самоубийство, которое, как известно, является смертным грехом. Но большинство швейцарцев решение суда поддержало...
Человек с немецким именем и итальянской фамилией
Шеф и основатель "Дигнитаса" - человек с немецким именем и итальянской фамилией - Людвиг Минелли. Ему 78 лет, он коренной швейцарец, принимает у себя не только неизлечимо больных раком в последней стадии, но и людей с гораздо более сложными мотивами и причинами для самоубийства.
Минелли рассказывает, например, о судьбе двадцатилетнего парня К., полностью парализованного - от шеи вниз до кончиков рук и ног. Это случилось после неудачного прыжка в воду во время отпуска в Южной Африке.
После года реабилитации в одной из лучших клиник мира, ситуация с параличом у К. не изменилась, а психологически такая полностью обездвиженная жизнь стала для него абсолютно невыносимой. Вместе со своей семьей он приехал к Минелли в Цюрих и обратился к нему со своим желанием умереть.
"Переговоры" продолжались несколько недель и тогда Минелли удалось убедить К. подождать. Вернуться домой, попробовать начать заочную учебу в гимназии, найти новый смысл в жизни. Однако ровно через год К. опять приехал со своей семьей в Цюрих. И родственники полностью были согласны с безвыходностью ситуации и, поняв парня, поддерживали его в решении умереть...
Даже мать и отец не возражали против решения парализованного юноши и, если их сердце и говорило "нет", перестав умолять сына не умирать, они оставили все-таки право решать за ним.
Дигнитас не зависит от веры в бога. Это организация, построенная на материальных принципах.
Минелли сам не знает, верит ли он в бога или нет. Скорее всего, нет. Когда ему задают этот вопрос, он объясняет, что просто не хочет заполнять и подменять непонимание того, что вокруг человека происходит, какими-то метафорами.
Вера в бога, считает он, появилась у людей от представления о том, что за каждым действием или явлением должна скрываться какая-то определенная причина.
А вот за организацию смерти надо платить. У кого есть деньги - должен выложить пять тысяч франков, у кого их мало - могут воспользоваться скидкой.
Всякие слухи о том, что "Дигнитас" наживается на смерти других - явно преувеличены. Организация имеет свои отделения в пятидесяти пяти странах мира и содержит пятнадцать постоянных сотрудников, которые получают зарплату. Они всегда находятся у телефона, чтобы выслушать чужую боль и принять какое-то решение.
Подготовка к смерти лишь один раз за все эти годы продолжалась три дня. И это был абсолютно экстремальный случай. А в среднем, говорит статистика, на "решение проблемы", начиная с переписки, звонков, факсов и кончая уходом из жизни пациента, требуется более двух месяцев.
С 1998 года "Дигнитас" помог покончить с жизнью почти тысяче швейцарцев и иностранцев.
Чтобы умереть по собственному желанию, необходимо стать официальным членом клуба "Дигнитас".
Для этого сначала вносится одноразовый символический членский взнос. Шаг номер два - написать "заявление о желании умереть" и заверить его у нотариуса. Шаг номер три - "Дигнитас" вместе с врачами детально изучает причины и историю болезни желающего покончить с жизнью. Врачи должны подтвердить безвыходность ситуации больного.
На протяжения всего этого времени с пациентом поддерживается тесный контакт, на последней стадии ведутся особенно интенсивные разговоры не только с будущим самоубийцей, но по возможности и с членами его семьи или за неимением таковых - с близкими ему людьми.
Четвертый шаг - врач выписывает рецепт, по которому швейцарская аптека выдает микстуру, которую народ здесь называет "коктейль". И последний шаг - пятый...
Сотрудники "Дигнитаса" приходят домой к пациенту, если речь идет о пациенте-швейцарце, и там его умерщвляют.
В случае, если в "Дигнитас" обратился иностранец, "помощь в добровольной смерти" оказывется в специальных квартирах, которые снимаются сотрудниками "Дигнитаса".
Иногда это происходит в гостиницах, были случаи, когда добровольная смерть или, как ее называют противники Минелли, "убийство по заказу" устраивалась за неимением другой возможности у него самого надому.
Конечно, вопросов по поводу всей этой деятельности много. И за двенадцать лет существования "Дигнитаса" они не пошли на убыль.
Действительно, имеем ли мы право возмущаться решением тяжелобольных или как-то иначе длительно и невыносимо страдающих людей добровольно уйти жизни?
В Швейцарии многие считают, что право покончить с собой по-человечески является неотъемлемым правом человека на свою автономию.
Не исключено, что даже самые резкие критики "Дигнитаса" могут оказаться его клиентами и постучать в двери к господину Минелли. Ирония судьбы?
Владимир Бродзинский, Вена