Освободите аудиторию
О моде на лекции, думаю, уже не стоит и заводить разговор - все, кому было не лень, разместили на YouTube свои лекции о том, как готовить суши, быстро и безболезненно бросить курить, научиться йоге за 2 часа или снять сглаз, а то и клип. Все мы посмотрели, что нам было нужно, и расслабились. Да и не за это мы любим YouTube.
С лекциями оффлайн несколько другая история: если в город приезжает звезда медиа-арта - книги Льва Мановича, на минуточку, переведены на 30 языков и перепечатаны 400 раз - на его лекцию пойдут все живые, интересующиеся медиа-артом и артом вообще.
Мало того, Манович, цитирую релиз: "Создал собственное направление культурологических исследований". Организатор приезда - Наталья Жеваго, которая уже не раз доставляла в Киев стоящих лекторов, включая Питера Гринуэя, Дмитрия Гутова и не только.
Господин Манович - профессор Калифорнийского университета (Сан-Диего), культурный аналитик, исследующий не какие-то бумажные труды в университетской библиотеке, а самые разнообразные феномены культуры из актуального медиа-пространства - то есть то, о чем, как о погоде или политике, может судачить каждый.
У Мановича, безусловно, свой взгляд на то, куда мы с вами движемся, который он и изложил на двух лекциях в киевском Доме ученых. Суть - исследование смены парадигмы. Например, когда-то мир был черно-белым, а теперь он стал слишком цветной. Следом за постмодерном, согласно его видению, - глобальный модерн, что бы это ни значило. Какой он будет по цвету - поживем увидим.
Безусловно, у господина Мановича одно неоспоримое преимущество: он переводит науку в картинки, ибо, согласно его теории, аналоговой информации люди теперь доверяют больше, чем языку. Да и кто в наше время пойдет на лекцию без картинок? Больше того, ЛМ работает c таким материалом, как обложки журналов Times или популярными компьютерными играми. Гранты на такие исследования дают хорошо.
Принцип исследования таких вот "культурно-исторических тел", как журналы, кинофильмы или клипы, незамысловат. Берем те же обложки Times и пробуем увидеть лес за деревьями, образно говоря. То есть, если уменьшить всю эту хронологию до А4 - от первых ч/б фото до последних цветных отфотошопленых образов, то обязательно получится какая-нибудь картинка.
Иногда, как в бородатом анекдоте про корабли в бутылках, если потрясти в этой самой бутылке силикатный клей с какой-нибудь ерундой, получаются таки корабли. У Мановича иногда получаются Excel-артовые картины нашего Алексея Сая.
С таким же успехом, уверена, можно создавать наши с вами автопортреты, собирая в одну картинку первые кадры из любимых клипов на том же YouTube. Обязательно получится что-то интересное, ну или просто красивое.
Профессор Манович оперировал фактами и цифрами. К примеру, в Китае за два года перевели в цифру 2 миллиона теле-часов. Но что со всем этим делать - пока непонятно.
Точно так же с его теорией. Все что угодно - явление, процесс или проект можно перевести в график. Но что с этими графиками и диаграммами делать и как их применять - наука пока не знает.
Как предсказала парочка, что стояла за мной в очереди на аккредитацию, - раз такой ажиотаж, ничего хорошего не жди. И они оказались правы. Нечего ждать хорошего там, где тебе обещают за два вечера разложить всю культурную аналитику, основанную на визуальном исследовании культурных феноменов в виртуальной сети.
Преподаватели Киево-Могилянской академии уходили с лекции, хотя некоторые таки вернулись - возможно, что-то прозвучит революционно новое? Журналисты не решались - неудобно перед лектором, да и слишком много камер в помещении.
Словом, всем почему-то было неловко: лектор больше пил Burn, чем впечатлял собственной теорией. Слушатели больше недоумевали и улыбались, чем верили.
Вопрос, конечно, больше в том, почему мы продолжает смотреть на Запад со святой верой в то, что оттуда придет что-то новое и убедительное.
И если в самом деле, гуманитарные исследования в ведущих западных университетах ушли в такие вот графики и картинки, которые показал нам Манович, то я все больше начинаю верить в искусство Алексея Сая - цветное, красивое, исключительно цифровое и совершенно необязательное.
А живой культурный ландшафт, как ни крути, состоит из нас с вами, - тех, кто мониторит YouTube, узнает статистику исключительно из инфографиков в Esquire, а новости - из Facebook. Все остальное - в самом деле, удел кабинетной науки, которая не имеет к жизни никакого отношения.
Мария Хрущак