Киев – Тель-Авив – Нью-Йорк – Киев: орбита восходящей звезды джаза

Проект Международный джазовый абонемент, организуемый известным джазовым басистом Аркадием Овруцким, завершает свой шестой сезон. Благодаря ему киевские и отечественные любители джаза смогли услышать многих звезд заокеанской джазовой сцены.

Последний международный джазовый проект Овруцкого (вне МДА) - знакомство со звездами израильского джаза, которые, впрочем, также завоевали прочную репутацию в Нью-Йорке, Мекке джазового искусства.

23 мая в Консерватории (Национальная музыкальная академия) на сцену вышел квартет в составе: Роберт Анчиполовский - альт-саксофон, Рой Асаф - фортепиано (оба Израиль), Леон Джойс-мл. (барабаны, Чикаго) и сам Арк Овруцкий (акустический бас). (Объявленная в афише певица Текора Роджерс по неизвестной причине так и не появилась на сцене.)

Своих израильских партнеров Овруцкий представил как восходящих звезд мирового джаза, причем в формате рассказа, превосходящего рамки обычного вступительного слова (впрочем, не менее обычна ситуация его отсутствия), в чем явно прочитывался прицел на будущее.

Главный герой вечера альт-саксофонист Роберт Анчиполовский родился в Киеве, где он не был уже около двадцати лет. Получив образование на родной земле и выйдя на международную орбиту, он в 1991 г. эмигрировал с семьей в Израиль. Вскоре, ради изучения джаза переехал в США, где он четыре года совершенствовал свое мастерство. Его учителем был великий джазовый саксофонист, обладатель четырех премий "Грэмми" Фил Вудс, назвавший Роберта одним из самых талантливых молодых аль-саксофонистов.

РЕКЛАМА:
Тут і далі - фото Ю.Руднева

Его игра отличается замечательной уверенностью, напором, неистощимостью приемов и вариаций и, одновременно, глубокой сосредоточенностью. В медленных, балладных композициях она напоминает не только Фила Вудса, но и Бенни Картера или даже Джонни Ходжеса. В быстрых же пьесах, нельзя не вспомнить Чарли Паркера, который, кажется, был кумиром Роберта в молодости.

Пианист Рой Асаф - еще один замечательный израильский музыкант, прописавшийся уже в Нью-Йорке, где он стал постоянным пианистом оркестра Диззи Гиллеспи, и это уже высочайшая рекомендация. Но игра Роя Асафа и не требует никаких дополнительных рекомендаций. Ему присуща склонность к резким диссонансным аккордам и перебивам ритма в духе Телониуса Монка, которые сочетаются, однако, с высокой скоростью и богатством импровизации, которые, как правило, завершаются перкуссионной игрой аккордами.

Несмотря на то, что Асаф, как и остальные музыканты, стремился больше работать на своего солиста, что было заметно по его поведению, когда он явно сдерживал свою игру, именно его некоторые соло, как мне кажется, и как можно было судить по градусу восторгов публики, можно отнести к самым ярким моментам вечера.

Игре Леона Джойса на барабанах присущи, если не изобретательность, то замечательная интенсивность и плотность ритма, и безотказная спонтанность в сольных импровизациях.

В поведении и игре Аркадия Овруцкого на басу в организованных им самим концертах всегда ощущается желание работать, прежде всего, на своих партнеров. Дать возможность им представить себя зрителям. Но и он порадовал несколькими раскрепощенными соло.

Звучали почти исключительно джазовые стандарты: Once I Loved А.К.Жобима, One of Those Things К.Портера, Night in Tunisia Д.Гиллеспи и др. Причем музыканты явно не стремились к оригинальности в их интерпретации и вообще каким бы то ни было изыскам, полагаясь всецело на мастерство и вдохновение.

Можно лишь сожалеть о том, что тот водопад мастерских и вдохновенных импровизаций услышали немногие. Зал Консерватории был, пожалуй, наполовину пуст. Но можно в этом усмотреть и некоторый позитив, предположив, что джазовая жизнь в столице достигла точки насыщения и джаз из-за океана стал в Киеве если и не повседневностью, то явлением привычным.

После интенсивного апреля (гастроли Ч. Кории, К. Ботти, У. Бернарда и др.) любителей джаза ждет не менее жаркий июнь (Альфа-джаз-фест, приезд К. Герретта, Б. Эванса).

Словом, киевские любители джаза уже могут выбирать между звездами восходящими и сияющими в полную силу.

Фото Юрия Руднева

Реклама:

Головне сьогодні