Салон независимых
На днях в Киеве открылись сразу две большие художественные выставки, приуроченные к 20-летию обретения Украиной независимости - "НезалежнІndependent" в Мистецьком Арсенале и "20 лет присутствия" в выставочном зале Института проблем современного искусства.
Если создатели последней признают, что проект изначально планировался юбилейным, то кураторы первой просят не видеть в ней никакой приуроченности к дате и отчетности за истекший 20-летний период.
Тем не менее, название, масштабность экспозиции и присутствие в ней всех знаковых для современного украинского искусства фигур говорит о том, что выставка в Арсенале все-таки юбилейная и, не побоимся этого слова, итоговая. Каковы же итоги двух независимых артистических декад в интерпретации команды Арсенала?
Первый вывод, который напрашивается после посещения выставки - что натворили за эти 20 лет в современном искусстве, как впрочем, и во всей стране, немало. "Арсенал" - сложное выставочное пространство, главный вызов которого заключается в том, что все эти огромные залы надо чем-то заполнить. "Незалежні" продемонстрировали, что, говоря современным языком, с "генерацией контента" у украинского искусства все пока в порядке.
[L]Совершенно очевидно, что витавшие в воздухе лет 10 назад опасения, что после поколения "новой волны", вышедшего на сцену в конце 80-х - начале 90-х, ничего хорошего с украинским искусством уже не произойдет, оказались напрасными.
Искусство живет, поколение сменяет поколение, появляются новые молодые художники. Сейчас, глядя на представленные в Арсенале картины классиков "новой волны" сложно поверить, что когда-то они тоже были ищущими юными претендентами на звание "поколения", и их поиски далеко не всегда встречались овациями и набегами коллекционеров в мастерские на улице Парижской Коммуны.
Теперь картины Голосия, Гнилицкого, Ройтбурда, Соломко конца 80-начала 90-х уже не нуждаются в сопроводительных текстах или аукционных оценках, чтобы их художественная и историческая ценность стала очевидной. Это, однозначно, работы музейного уровня, заслуживающие соответствующего статуса и обращения.
В этом смысле ненормальной выглядит ситуация, что большая часть классических картин украинского трансавангарда попала в экспозицию из частных коллекций. Кроме того, именно в просторных и светлых залах Арсенала сильнее всего бросается в глаза, в каком плохом состоянии находятся многие полотна, в том числе те, которые предоставлены коллекционерами.
Зал, посвященный украинскому нефигуративному искусству в "Мистецькому Арсеналі". Фото предоставлено Алисой Ложкиной. Здесь и далле - работы из "НезалежнІndependent" |
Коллекционеров, безусловно, нельзя обязать придерживаться каких-то единых высоких стандартов хранения купленных ими полотен - это их имущество и они распоряжаются им, как хотят. Поэтому вопрос в другом: как случилось так, что за прошедшие 20 лет независимости, наше государство так и не доросло до мысли, что забота о сохранении художественного наследия страны - его и именно его прямая обязанность?
Что это затратная и кропотливая работа, но ее за государство не сделает никто - ни самые богатые олигархи, ни западные фонды, ни частные коллекционеры. Что время уже практически упущено, и на следующую круглую дату Независимости картин для новой юбилейной экспозиции можно будет уже не наскрести.
Работы Юрия Соломко |
Например, когда же, наконец, состоится переселение части фондов Национального художественного музея Украины в зал на улице Институтской, 3, которое могло бы решить проблему создания и размещения коллекции актуального искусства - а ведь этот долгострой будет даже постарше страны, день рождения которой мы недавно отпраздновали.
Словом, несмотря на всю свою многословность, повторяемость и очевидно "недружелюбный интерфейс" по отношению к простому зрителю, которому больше пригодилось бы ясное и выстроенное в хронологическом порядке изложение истории нового украинского искусства, выставка "Незалежні" тем не менее несет один важный смысловой посыл.
Она беспощадно демонстрирует распыление нашего художественного наследия и просто вопиет о том, что Украине нужен наконец-то полноценный музей современного искусства - не частное олигархическое собрание, не случайные покупки Национального музея, а продуманная и хорошо финансируемая государственная программа по сохранению и музеефикации того, что еще можно сохранить и музеефицировать.
Работы Александра Ройтбурда и Олега Голосия |
Кураторы поступили просто и незатейливо: взяли 20 художников, которые, по их мнению, лучше всех потрудились за последние 20 лет, от каждого художника выставили по большой красивой картине и вуаля - проект готов.
Получился своеобразный кураторский фаст-фуд, не слишком полезный для ума и сердца, зато броский и не утомляющий ни организаторов, ни зрителей.
Так что тем, кто располагает временем, силами и желанием увидеть украинское искусство в разных жанровых, концептуальных и временных ипостасях, следует идти в Арсенал. Тем же, кто хочет пройти "интенсив-курс" ознакомления с двадцатилетней историей нового искусства нового государства, стоит заглянуть в Институт проблем современного искусства, только будьте готовы к тому, что ни о каких проблемах современного искусства вам там узнать не удастся.
Илья Чичкан. D&Z. Здесь и далее - работы из выставки "20 лет присутствия" в выставочном зале Института проблем современного искусства |
Aida Олега Тистола |
"Китч+Eклектикa=Симптомы дeкaдaнсa" Антона Соломухи |
"Левитация" Виктора Сыдоренко |