Горячее начало джазового октября
Октябрь обещает быть урожайным в джазовом смысле. Уже на этой неделе в Киеве объявятся звезды первой величины вокалист Курт Эллинг и пианист Сайрус Честнат. 7-9-го - первый Черниговский джазовый фестиваль. В конце месяца - четвертый фестиваль Jazz in Kiev.
Возможно, предвкушением этой плотности событий объясняется некоторая неполнота небольшого зала в Доме Художника на концерте 3 октября латин-джазового ансамбля La Familia Sextet Вилли Мартинеса из Нью-Йорка, которым музыканты завершили тур по нескольким городам Украины.
А между тем, на мой вкус, за последние полгода это один из лучших джазовых концертов (из тех, на которых довелось побывать) наряду с вечерами июньского Alfa Jazz Fest во Львове или июльского выступления группы Майка Стерна и Дидье Локвуда.
Вилли Мартинес |
Латин-джаз - музыка беспроигрышная как таковая, музыка для развлечения. Тело сразу оказывается во власти ритма, а дальше уже от мастерства и искренности музыканта зависит то, чтобы "завоевать" и, так сказать, более тонкие уровни организации слушателя.
Но Вилли Мартинес как лидер избрал не самый элементарный путь к сердцу публики. Об этом говорит уже состав секстета, выбор солирующих духовых: не непременная труба и привычные высокие по тону альт-, сопрано-саксофоны или бархатный тенор-сакс, а несколько менее приятные уху тромбон (Джей Уолтер Хоукс) и баритон-саксофон (Макс Швайгер). На трубе, выйдя в верхний регистр, легко довести до экстаза обуянную карибскими ритмами публику.
Низкий баритон и резкий тромбон (который, впрочем, у Хоукса звучал иногда весьма проникновенно и даже приглушенно-трепетно) требуют большей изобретательности. Зато ансамбль в целом приобрел неповторимое звучание: солирующие с низким звуком не выделяются уже так резко на фоне ритм-секции, и весь ансамбль как-то равноправнее. В самом деле, как одна семья.
(Впрочем, без трубы (в роли "рояля в кустах") не обошлось. Публику ждал сюрприз. На насколько песен в "семью" замечательно вписался в качестве полноправного солиста известный киевский трубач Денис Аду. По-видимому, идея родилась в этот же день. Тем поразительнее органичность этого превращения секстета в септет на один вечер и как фактическое свидетельство мастерства Дениса, и как свидетельство признания заокеанских коллег...)
Соло Дениса Аду |
Например, в одной пьесе (посвященной рождению дочери саксофониста Макса Штайгера) иронично-пародийное танго служит фоном лирическим излияниям счастливого отца, поменявшего по этому случаю баритон- на сопрано-сакс, затем переходит в медленное ча-ча-ча, а потом после нескольких ускорений-замедлений обратно. Это только намек на богатство музыкального содержания саунда секстета. Словом, они развлекаются всерьез.
Макс Штайгер и Джей Уолтер Хоукс |
Пожалуй, только контрабасистка (!) Дженнифер Винсент оставалась несколько в тени: одна импровизация за весь концерт, но - импровизация далеко не проходная.
И, главное, в игре каждого участника чувствуется долгий и упорный рост мастерства, уважение к музыке, к себе и зрителю, которое ощущается как на сцене, так и вне ее. После концерта, во время автограф-сессии Михаил Цыганов, подписывая каждый диск "с наилучшими пожеланиями", обязательно добавлял: "Спасибо, что пришли на наш концерт".
Перкуссионист Ренато Томс - кульминация |
И когда Вилли Мартинес говорит о музыке как универсальном языке, то в этом слышится не общее место, а живой опыт. Что и заставляет пытаться в который раз о музыке словами при понимании некоторой тщетности этого предприятия.
Автор фото - Игорь Снисаренко