Страсти по Гальяно

Концерт Ришара Гальяно – можно сказать, очередной концерт в Киеве и Украине – вызвал заслуженный ажиотаж. Гальяно без тени преувеличения можно назвать великим джазовым музыкантом и великим музыкантом вообще.

На сегодняшний день он – самый известный французский музыкант в мире и стоит в одном ряду – а нередко и рядом на одной сцене – с легендами джаза. Но его известность выходит за рамки широкого круга любителей джазовой музыки.

Секрет, видимо, прост: музыка Гальяно, выросшая из французской танцевальной культуры "мюзета" (musette) и вобравшая в себя язык джаза и танго, – это музыка страсти. Страсти зарождающейся, остывающей, тлеющей, взрывающейся, пенящейся – наконец, остывшей и хранимой в памяти.

Если прошлогодний концерт Гальяно, кажется, полностью был посвящен танго, то на сей раз танго прозвучало лишь дважды (известнейшие Tango pour Claude и New York Tango). Тогда как доминировал ритм вальса, то медленного, то быстрого, который легко переходил – часто в пределах одной песни – в латинские ритмы ча-ча-ча, сальсы, босса новы.

Все сыгранные Гальяно и его партнерами Себастьяном Сюрелем (скрипка), Филиппом Аэртсом (контрабас) и Рафаелем Меджиасом (перкуссия) композиции давно на слуху, знакомы по его альбомам или youtube: "Вальс для Ники" (Waltz for Nicky), "Вальс для Марго" (La Valse a Margaux), "Неудержимый смех" (Fou rire) и другие.

Однако язык не поворачивается назвать это визуализацией аудиозаписей ввиду того, что принято называть магией общения из-за невозможности объяснить. (Достаточно сказать, что в конце публика стоя приветствовала музыкантов, а после биса и долгих оваций, когда сцена потемнела и задние ряды отправились восвояси, еще раз, словно не исчерпав энергии восторга и благодарности, взорвалась аплодисментами и заставила музыкантов снова выйти на сцену хотя бы для поклона.)

Гальяно, пожалуй, можно с полным правом как никого другого в мире джаза назвать рассказчиком историй. Каждая песня – как бы отдельный законченный рассказ.

Да и весь киевский концерт в ретроспективе кажется единым повествованием на час и двадцать минут об истории страсти, и одновременно мудрым и слегка ироническим взглядом на нее извне: от вступления по Баху, сыгранного соло, где страсти как бы заранее уже пережиты и побеждены и дух занят чем-то более серьезным, - до заключительного джазового стандарта Жозефа Косма "Осенние листья" (Autumn Leaves), который в сдержанной интерпретации Tangaria Quartet Гальяно выглядит как бы воспоминанием о пережитых душевных потрясениях.

Мелодия уже только намечается пунктиром, рассыпается на отдельные ноты, и только ритм ча-ча-ча, задаваемый перкуссионистом Рафаелем Меджиасом, еще долго не сдается и после того, как остальные инструменты закончили свой прерывистый рассказ, сохраняя первоначальную и неуязвимую для всех индивидуальных перипетий страсти бодрость.

Фото Алексея Карповича

Реклама:

Головне сьогодні