Нестандартный опыт Дины ДеРоуз

Очередной концерт цикла Международного джазового абонемента – всегда интригующее событие даже в напряженном джазовом календаре декабря.

На сей раз его организатор и басист Аркадий Овруцкий представил киевским любителям джаза американскую пианистку и вокалистку Дину ДеРоуз (Dena DeRose).

Квартет дополнили замечательный саксофонист Роберт Анчиполовский, для которого это уже третий концерт в цикле МБА, и – еще одно новое для киевской публики имя и без преувеличения открытие – словенский барабанщик Гаспар Бертонцел.

Дина ДеРоуз – яркий представитель современного мейнстрима, или, как она уточнила, ссылаясь на джазовых критиков, "пост-необоп-мейнстрима". По большей части ее репертуар составляют джазовые стандарты и небольшая толика оригинальных песен.

На концерте прозвучали Speak Low Курта Вайля, When Lights Are Low Бенни Картера, How Deep Is the Ocean? Ирвинга Берлина, Blue in Green Майлса Дейвиса и Билла Эванса и другие. Ее исполнение стандартов можно назвать бережным и одновременно оригинальным.

Незначительно, порой неуловимо смещая акценты, без притязаний на новаторство она, однако, каждый раз добивается свежего обогащенного звучания знакомой мелодии.

Пожалуй, наиболее впечатляющим образцом такой "перефразировки" мне показалась версия знаменитой песни Джона Леннона Imagine, которая в исполнении ДеРоуз, благодаря ритмическому обогащению, фортепьянным соло, некоторым мелодическим смещениям радикально изменив характер, превратилась в медитативную джазовую балладу.

Но, главное, при этом возникает ощущение, что именно так эта вещь и родилась.

Если вспомнить о том, что Дина ДеРоуз известна не только как яркий исполнитель, но и как преподаватель с большим опытом работы во множестве учебных заведение (и следовательно, вынуждена поверять алгеброй гармонию), то становится понятным, что каждая такая интерпретация – не просто эксперимент (что, разумеется, вполне уместно, особенно в джазе), а концептуальная мысль.

О Дине ДеРоуз часто пишут, что она в равной степени талантлива и как пианистка, и как певица. Между тем вокалисткой она стала поневоле. В возрасте двадцати лет болезнь руки лишила ее возможности играть, что означало крушение всей жизни.

Случай в ночном клубе, когда друзья предложили ей спеть, позволил ей вновь вернуться к джазу, а через два года – и к любимому инструменту. На вопрос, кем она себя больше ощущает, она ответила, что сейчас голос и руки для нее одно целое.

И в этом легко убеждают ее импровизации, в которых вокал (скэт) и фортепиано участвуют именно как два разных, но идеально согласованных инструмента.

Джазовые музыканты (разумеется, речь идет о состоявшихся исполнителях) кажутся счастливыми, едва ли не беззаботно счастливыми людьми. Как убеждает история Дины ДеРоуз, за этим нередко скрывается сложный и нередко болезненный опыт.

Опыт, которым они готовы делиться, что называется, из любви к искусству. Перед концертом Дины ДеРоуз должен был состояться ее мастер-класс для всех желающих. Желающих, увы, не нашлось…

(Концерты джазовой певицы Дена ДеРоуз в составе квартета Аркадия Овруцкого/Роберта Анчиполовского 15 - 17 декабря 2012 года в Киеве, Ялте и Симферополе)

Фото Алексея Карповича

Реклама:

Головне сьогодні