Этноджаз как мироощущение

Украинский этноджаз за последние пять-семь лет – это уже множество интересных проектов, записанных украинскими музыкантами альбомов, так что, пожалуй, не будет преувеличением говорить о целом творческом направлении.

И одно из самых примечательных явлений здесь – львовская группа ShockolaD. В этом легко было убедиться на концерте коллектива 24-го января в джазовом клубе "Джезва" (культурный центр Киево-Могилянской академии).

ShockolaD – нечастый гость в столице. Представляя участников концерта, его организатор и организатор самого клуба Назар Полывка начал с того, что давно мечтал привезти группу в Киев. И уже после первой песни нетрудно было поверить в то, что здесь нет натяжки и понятного желания задать позитивный настрой публике и музыкантам.

Пожалуй, это оказался тот нечастый случай, когда получаешь больше, чем ожидаешь. Ну, а судя по реакции публики (а в относительно небольшой PidWall Могилянского центра в этот вечер набилось больше 250-ти людей), она в полной мере получила именно то, зачем пришла.

С первых же тактов становится ясно, что "десертные" ассоциации, вызываемые названием, не имеют отношения к делу. ShockolaD играет вовсе не "сладкую" музыку. Их этноджазовый сплав вмещает широкий спектр переживаний и настроений, а сами музыканты удивляют контрастом молодости и зрелости своей игры.

ВІДЕО ДНЯ

Сначала прозвучали несколько песен с последнего альбома группы "Щедрий вечір з добрим jazzом" (2010), особенно уместные ввиду календарного расклада, а затем еще несколько – с грядущего альбома, который должен выйти в марте.

Группа, по крайней мере на нынешний момент, состоит из пяти участников: Игорь Гныдын на барабанах, Михайло Балог – тенор- и сопрано-саксофоны, Настя Литвинюк – клавишные, Иванка Червинская – вокал и Андрей Кохан – бас-гитара.

Солируют в основном Михаил, Настя и Игорь. Уже то, как они начинают свои импровизации, сразу заставляет ощущать расчет на "длинное дыхание" и длительность, и развертывание импровизации подтверждают это чувство. В то же время у каждого есть свой индивидуальный почерк.

Игра Михаила отличается страстностью, предельной экспрессией, он практически сразу начинает с кричащих звуков, коротких ритмично повторяющихся фраз, но к кульминации умудряется сильно добавить не только в частоте, но и в выразительности.

Напротив, Настя, как правило, начинает раздумчиво, сосредоточенно, с некоторой монотонностью джарретовского толка и постепенно наращивая энергию до максимума.

Игоря Гнидина тот же Назар Полывка шутливо назвал "сердцем, а также печенкой и остальными органами группы", и с этим сразу соглашаешься. Игорь – самый мощный излучатель энергии. Его импровизации, как правило, завершающие, и, кажется, что добавить "выше" уже невозможно.

Андрей и Иванка импровизировали лишь по разу-два, но, похоже, потенциал позволяет рассчитывать и на большее.

Но главное – это единое звучание ШоколаДа. Тот случай, когда "целое" больше "частей" - и значительно. Не удивительно, ведь группе уже семь лет, за спиной семь лет творческого роста, обучение в Польше по стипендии, участие более чем в двух десятках джазовых фестивалей в Украине, Польше, Литве, Франции, наконец, постоянные выступления и не только в родных стенах, а также перед требовательной польской аудиторией (в Польшу, по словам музыкантов, они ездят с концертами едва ли не каждый месяц, так что киевским любителям джаза здесь остается только завидовать).

Их творческие поиски оформились пока в четыре альбома, на подходе пятый. Но, говоря о "целом" и "частях", о том, что общий поток энергии существенно превышает возможности отдельных участников, я имею в виду не только сыгранность.

Синергетический эффект здесь возникает, видимо, прежде всего благодаря найденному стилю, тому самому предельно органическому сращению этно- и джаза.

Джазовые ритмы, или, вернее, джазовая полиритмия, здесь естественно вырастают из стихии колядок, щедривок, сохраняя характерную пропитку. Настолько естественно, что не слышно никаких швов и как бы не уместно говорить пусть даже об удачных находках. Просто это стало единым способом мышления.

По-видимому, надо долго "сращивать" в себе эти исходно различные музыкальные стихии, чтобы возникло такое ощущение их глубокого внутреннего родства. И пока звучала музыка, как-то само собой казалось, что джаз возник именно из украинской народной музыки. Ну, мог возникнуть…

Фото Алексея Карповича

Реклама:

Головне сьогодні