Тест

Плач украинского преподавателя или Украина – страна на чемоданах-2

Недавно принимал зачет, понаставлял кучу двоек и на короткое время почувствовал себя преподавателем. Последние несколько лет такое случается со мной нечасто.

Всегда хотел быть преподавателем. Ну, может, не всегда, но курса с третьего. И до сих пор хочу. Провести свою пару – так, чтобы не более 2-3 в неделю, как во всех "нормальных странах". Неспеша пойти домой, размышляя о какой-нибудь научной проблеме. Придя, начать писать новую статью. Периодически ездить на конференции, или симпозиумы, или семинары, на которых обмениваться идеями с такими же неторопливыми, задумчивыми и потому рассеянными учеными.

Короче говоря, вести тот образ жизни, который положено вести ученому, университетскому преподавателю...

Что же вместо этого?

Зарплата меньше 2 тысяч гривен, до 20 групп студентов каждый семестр, в каждой группе – от 20 до 30 студентов, многие из которых не умеют складывать дроби. Лекционные потоки по 200 человек в аудиториях, большая часть которых не оборудована элементарными микрофоном и динамиками.

Что, правда, к моим научным достижениям требования небольшие – написал статейку в год, и славно. Публиковать ее придется "власным коштом" – от 150 до 600 гривен, вне зависимости от ее научной ценности, разумеется.

Конечно, можно публиковаться, например, в России или Америке, или Европе. Только наш ВАК такую публикацию не зачтет. В нашем ВАКе ценятся только те статьи, которые опубликованы в нашем журнале, пусть и крыжопольском.

Хотя, что это я про серьезные журналы. Для того чтобы в них публиковаться, необходимо заниматься наукой. Действительно заниматься, а не симулировать.

Однако у большинства украинских "ученых" хватает сил только на последнее. А как же иначе? Ведь для того, чтобы действительно заниматься наукой, надо избавиться от дум о хлебе насущном. Да и после 5-6 пар сил и времени на научную работу не особенно остается.

Что в результате?

Вся украинская "наука" – в кавычках, и только в кавычках! – вынуждена кормиться с чужого, в основном, американского и европейского стола. Просто потому, что у наших ученых нет элементарных возможностей проводить сколько-нибудь серьезные исследования.

Или я сильно ошибаюсь, или сегодня все самые "продвинутые" диссертации, которые у нас защищаются – это, как правило, по большей части просто пересказ какой-нибудь недавно изданной на Западе и у нас еще не переведенной книжки. Конечно, для этого надо знать английский или какой-то другой иностранный язык. Однако научная ценность такой работы, как правило, невелика.

Украина не интегрирована, и не может быть интегрирована, в мировое научное или образовательное пространство. В него в лучшем случае интегрированы некоторые украинские ученые, выполняющие таким образом функцию трансляции некоторых достижений мировой научной мысли.

Хочу, чтобы меня правильно поняли. Я отнюдь не являюсь апологетом Запада и западной науки. По большому счету, ее достижения за последние 20-30 лет, по крайней мере, в гуманитарной сфере – невелики. Речь о другом.

Наука – это уже давно не совокупность отдельных ученых. Наука – это система, система очень сложная, высокоструктурированная, требующая огромных ресурсов. И та страна, которая не может обеспечить свою науку необходимыми ресурсами, очень быстро ее, науку, теряет. Теряет науку именно как систему – хотя отдельные ученые и могут продолжать работать на территории данной страны.

Если понимать науку в таком смысле – то в Украине ее уже давно нет. Более того, в условиях глобализованного мира восстановить ее практически невозможно.

Что остается в этой связи украинским ученым и преподавателям?

Ответ прост и давно известен – учить английский.

В общем, я это к чему? К тому, что не ходить украинским университетским преподавателям расслабленной неторопливой походкой – ну, разве что не по украинским университетским городкам. Только тогда и преподавателями они будут – не украинскими...

На самом деле проблема даже не в микроскопической зарплате или перегрузе. Главная проблема в том, что ты не воспринимаешь свою работу всерьез – как что-то, что государство ценит, в чем нуждается. Причем "государство" – не только как правящая клика, а как сообщество всех живущих на данной территории... Коль скоро родители не в состоянии добиться того, чтобы их дети получили нормальное образование.

Вот и получается, что преподаватель может почувствовать себя преподавателем, то есть кем-то нужным – только во время сессии...