Современный школьник и будущее

Будь-яка влада в Україні повинна розуміти "механіку"

нового постдемократичного світу.

Валентин Ткач

Как-то провел с поступившими в лицей девятиклассниками следующую работу. Перед тем, как проработать повторение темы "Электричество" методом мини-интеллектуальных карт по Бьюзен Тони, попросил учеников сначала сделать подобное на тему "Счастье". Обосновал тем, что правильное видение окружающего нас физического мира держится в первую очередь на умении видеть самого себя.

Внешне это выглядело следующим образом. На листике обозначено "море счастья" и десять "рек", которые его наполняют. Ученику надо дать рекам такие названия, которые отражают его внутреннее ощущение счастья. Это была разминка к работе с мини-картой "Электричество". Но в последнем случае, для зачета требовалось кроме названия дать еще и конкретную физическую характеристику каждой электрической "речке".

РЕКЛАМА:

Ученики с особенным интересом проработали "счастье". К тому же на последующем родительском собрании каждый родитель получил статистически обобщенную версию, что приводится ниже: дома, в семье, сев плечом к плечу, они могли обсудить уже свою индивидуальную версию.

Получились следующие количественные показатели "Моря счастья" и "рек", его питающих (версия учеников 9-Б класса - каждый ученик мог зафиксировать не более десяти позиций)

Друзья/ Дружба / Добрые отношения с друзьями – 31

Уважение сверстников – 1

Семья/Родные/ Близкие/ Хорошие отношения с родителями/забота родителей - 27

Здоровье – 20

Любимое дело/Хобби – 14

Любовь /Любимый человек – 16 Дети – 1

Осуществление желаний /мечты/ Удача -9

Благополучие/Достаток – 7

Знания/Наука – 7

Учеба – 5

Лицей – 3

Быть умным человеком – 1

Жизнь – 5 Жизнь без войны – 1

Удовлетворение физических потребностей – 1

Высыпание – 1 Шоколад – 1

Глоток холодной воды в жаркий день – 1

Улыбки людей – 3

Хорошее настроение – 2

Понимать других/понимание – 2

Радость в каждом дне – 2

Общение – 5

Возможность помочь и услышать "спасибо"/

Помогать нуждающимся/

Делать людям приятное/ Счастье других людей – 4

Свобода – 4

Радость – 4

Отдых – 4

Спорт – 3 Тренировка – 1 Дорога – 1

Хорошие взаимоотношения с людьми – 3

Уметь прощать – 1

Настойчивость – 3

Стремление к новому/к лучшему – 2

Достижение жизненных целей – 1

Умение совершенствоваться – 1

Умение правильно распределять силы и время – 1

Интернет – 2

Музыка – 2

Просмотр любимых фильмов – 1

Танцы – 1

Иметь силу воли/ Не иметь плохих привычек – 3

Ничего не бояться – 1

Бескорыстная помощь друга – 2

Общение с интересными людьми – 2

Судьба – 1 Вера – 1 Цель - 1 Доброта – 1

Иметь своё место в жизни – 1

Умение любить и ценить – 1

Душевное спокойствие - 1

Знать, что ты не одинок – 1

Конкуренция – 3

Оценивать поступки – 1

Быть собой – 2

Успех – 2

Работа – 2

Мелочи – 1

Подарки – 1

Деньги – 1

Хорошая погода – 1

Окружающая среда – 1

Солнце – 1

Из таблицы легко просматривается уровень интереса к научно-продуктивному направлению у наших школьников. В моем 9-ом классе 36 учеников, он мало отличается от других шести классов этой возрастной параллели лицея. Распределение поступивших по конкурсу учащихся выполняет автоматизированная электронная система, которая запрограммирована на формирование равномерной ученической среды в каждом лицейском классе. Для особо одаренных детей предусмотрены внеклассные кружки и факультативы.

Картина грустная. На словах мы, взрослые, декларируем инновационное общество знания своей общественно-исторической целью, заявляя, что качество жизни прямо зависит от ТРУДА и ИНТЕЛЕКТА. А на деле демонстрируем совсем иные интересы. При этом дети оказываются столь "глупыми" существами, что не хотят следовать разумным указаниям взрослых.

Они упрямо копируют наши реальные жизненные устремления: "Зачем нам физика, математика, химия, география и прочая наука. Жить "красиво" можно и без этого. В современном обществе главный – ЛИЦЕДЕЙ! Посмотрите внимательно – "настоящая" жизнь кипит именно вокруг ЛИЦЕДЕЯ!"

БУДУЩЕЕ

Общество, где в большом престиже лицедейство, будет бурно развивать лицедейскую сферу. Лицедейство настолько войдет в жизнь, что станет повседневным. Почти прекратиться продуктивная работа – вместо нее останется ее видимость: стройматериалы, одежда и прочее будут завозиться из-за рубежа, дома будут строить смуглые эмигранты, по вечерам женщины будут обниматься с пылкими азиатами ибо свои мужчины будут лицедействовать за стаканом водки с родимыми собутыльниками.

Чтобы лицедейство стало как можно основательнее и проросло на века, школа почти перестанет учить математике, физике, химии и географии. Иностранным языкам она и так никогда не умела учить. Школа будет шлифовать умение лицедействовать, называя это воспитательной работой. Главным в школьном образовании останется не научная база, а душевная рефлексия: трепетные чувства, сердечные порывы, вспышки доброты вроде эпизодичных акций по сбору мусора или посещения детского дома и т.п.

Самые высокие государственные награды будут для талантливых лицедеев! Инженер, технолог, конструктор, оператор, машинист и т.п. станут изгоями. Социологи, психологи, политологи, имиджмейкеры и другие "мерчендайзеры" выдвинутся как наиболее престижные: главными будут те, кто "правильно" подаст элементы "красивой жизни", кто умеет сделать так, чтобы общество соблазнялось на ТО, в чем оно может совсем и не нуждается.

Стремительно развивается "пищевое" лицедейство. Колбаса, сосиски всегда были мясным продуктом. Появились соевые или овощные "сосиски" или "отбивные", однако в последние добавляют мясные отходы, ртуть цинк, кадмий и прочие яды, чтобы цветом и запахом обманывать доверчивых покупателей. Самыми рейтинговыми, наконец, станут телепрограммы о неравнозначных возрастных браках лицедейской тусовки, любовных предательствах, семейных скандалах и прочих "героических" примеров подражания.

Для того, чтобы все это продолжалось в истории хотя бы лет 70, как было с советским образом жизни, остается найти дармовой природный источник валюты и соответствующий рынок иностранных материально-культурных благ. Земные недра ведь не бездонные. Что тогда?

- Остается, видимо сама плодородная почва. А что, в мире ожидается продовольственный кризис. Продуктивно активные нации будут за валюту скупать чернозем. Для них это будет значительно дешевле и главное мудрее, ведь продуктивно-деятельная занятость населения является наиболее ценной экономико-политической моделью. Вон, недавно британские ученые огласили список самых перспективных профессий ближайшего будущего. В его верхней части появились т.н. "вертикальные" фермеры. Это специалисты по выращиванию продуктов питания на вертикальных стенах небоскребов с помощью новейших научных технологий.

Такой вот вариант нашего будущего, которое может стать реальным. Потому, что так проще, чем напрягаться, к примеру как в Китае, ради скоростных поездов (450 км/ч) и т.п. научно-технических прорывов. Здесь не речь о человеке настоящего ИСКУССТВА как о проблеме, ибо настоящего АРТИСТА в принципе "не может быть много". Однако получается, что наша массовая школа своим социально-жизненным содержанием учит молодое поколение, как учит история взрослых – НИЧЕМУ НЕ УЧИТ. Чтобы по-настоящему. А ведь качество нашего будущего в том, ЧЕМУ мы научились. По-настоящему.

Реклама:

Головне сьогодні