Вера и кино на ОМКФ

Нет пустоты – есть отсутствие веры. Нет нелюбви – есть присутствие лжи (с)

Не все фестивальные фильмы одинаково прекрасны, не все и не каждому доступны для понимания. Я лично воспринимаю только кино эмоциональное или философское. То, которое переживаешь вместе с героями, анализируешь и переосмысливаешь еще долго после просмотра.

Вчера Одесский международный кинофестиваль наградил мое ожидание сразу двумя прекрасными фильмами. Один – о жизни внутренней, другой – о внешней. Очень разные, они оба заставляют задуматься. После таких фильмов хочется задавать вопросы. Вот, например: а верите ли вы во что-либо всей душой?

Российско-казахская картина "В ожидании моря" - безусловно, о вере как о движущей силе. Об этом сильнейшем внутреннем стержне, который ведет нас по жизни, помогает бороться и побеждать, не позволяет отступать. Герой Егора Бероева - моряк по имени Мурат - многим будет сегодня непонятен.

Он выглядит, как сумасшедший. Ведет себя, как сумасшедший. Не подчиняется никаким стандартам и правилам этого мира. Он нашел свою веру, пришел к ней - и больше не может быть, как все. Да и плевать ему, в общем-то, на всех.

Его избивают раз за разом – руками, ногами и камнями. Над ним смеются. Его убеждают, искушают, соблазняют, пытаются купить… а ему все равно. Ведь он идет к потерянному морю, которое приносило счастье и достаток. На старом поржавевшем корабле, по пустыне, человек идет за своей верой, он ищет свою когда-то потерянную при странных обстоятельствах, но, не смотря на это, по-прежнему любимую жену.

Во всем сюжете с самого начала есть какая-то иррациональность: ведь море не могло вот так уйти. Да и тела не могли вот так пропасть. Опять-таки, море не может просто взять и вернуться в один момент – в природе такого не бывает.

Но интересно, и, кажется, очень характерно для нынешнего общества то, что люди, которые уже столкнулись ну просто "в лоб" с аномалией, и не единожды, продолжают не верить в чудеса, в то, что может произойти нечто вне их логики.

Настоящая вера сродни безумству.

"Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом", - записано в Новом завете. Именно так. Окружающих она раздражает, не нравится, кажется им отклонением от нормы. Они всегда пытались и будут пытаться своим неверием остановить, заглушить, затушить этот огонь.

Почему? Благоразумие. Все, кажется, им заражены все современные сообщества. Разумным считается то, что объясняется логикой, нуждами или пороками. Именно поэтому мы готовы принимать среди соседей воров и бандитов, в детях – циников и лжецов, во власти – депутатов-стяжателей и тупых президентов…

Но общество совершенно не готово (как и не было готовым столетия назад) принять людей, которые искренне верят в кого-то или что-то конкретное – а вера всегда очень конкретна. Она не приемлет пустоты.

[L]О тех же, кого общество любит и принимает с распростертыми объятиями – еще один вчерашний фильм "Элитное общество" Софии Кополлы. Работа очень сильная. Она раскрывает всю пошлость и грязь общества потребления, в которое нас сейчас затягивают рекламой, промо и маркетингом. Общества роскоши, в котором мы уже живем, залезая в кредиты, или так стремимся жить в ближайшем будущем.

Оно навязывает нам свои правила, и вот уже мы считаем их нормой вместе с героями фильма – богатыми балованными малолетками из Лос-Анджелеса. Действительно, а что плохого в том, чтобы немного пошалить, прокатившись на чужой машине? Или взять пару безделушек у Перис Хилтон – ведь у нее их такое множество?..

Не секрет, что сегодня для многих примером для подражания становятся тусовщики и модники, а вожделенной мечтой – платье "как у Линдсей Лохан на той вечеринке". Это сублимация жизни, когда наркотики и шмотки заменяют стремления и веру. Фальшивые ценности, как ни пафосно это звучит, с успехом заменили настоящие.

Кополла очень ярко показала этот один из вероятных путей для подростков, выросших без достаточного родительского внимания и воспитания. Впрочем, мать одной из главных героинь Никки изо всех сил пытается воспитывать троих дочерей, обращая их в свою веру – модное нынче направление "позитивного мышления", материальности мыслей.

При этом мама показана очевидно глупой, не способной даже прислушаться к своим детям и заметить их настроение. Для нее главное - позитив, "молитва", участие отпрысков в ее бурной деятельности. А сами девочки достаточно циничны, чтобы притворяться дома "паиньками" и жить за его пределами своей жизнью, не обремененной ни верой, ни надеждой, ни любовью. Это настоящие манипуляторы. В итоге, женщина сама оказывается под их далеко не позитивным влиянием.

Парень "болен" другим "вирусом" нынешнего общества, имя которому популярность. Ему так хочется быть крутым, вхожим в элитное общество – это его самоутверждение. Добиться признания собственным мозгом, талантами, руками – такое и в голову не приходит неглупому, кстати, юноше, которому с детства все достается "на шару". Кажется, он видит свое предназначение лишь в том, чтобы вывешивать модные "луки" в обнимку с красотками-подругами в социальных сетях. Он помогает им воровать, они помогают ему быть популярным.

Для идеальных представителей общества потребления не существует моральных норм. Подставить, украсть, предать, соврать – все это в порядке вещей. Вчерашние друзья, они с легкостью оговаривают друг друга и перед судом, и продолжают в том же духе после "отсидки". Они остаются прежними - ведь у них нет новых идеалов.

Как часто вокруг нас люди в погоне за деньгами и статусом ведут себя так же или почти так, как эти подростки… Глупо. Пошло. Странно, но факт. Им не во что больше верить, кроме доллара.

А во что верите вы?

Реклама:

Головне сьогодні