Гений Параджанова - снова на высоте

37
18 липня 2013

Новый интернациональный фильм про Параджанова оказался настолько прекрасен, что сподвиг меня поизучать биографию маэстро, которую я, к своему стыду, не знала. Это кино не даром вызвало аншлаг на вчерашней премьере в рамках Одесского международного кинофестиваля – оно, кажется, понравится всем, от закоренелых кинокритиков до обычных домохозяек и даже их детей.

В отличие от большинства картин конкурсной программы, этот фильм получился очень позитивным – каким, наверное, и был сам главный герой по жизни. Интересна режиссерская работа, особенно эпизоды-вставки с замедленным и ускоренным действием, которые показывают воображение или сны Параджанова, смотрятся так по-французски и неизменно вызывают улыбку на лице.

Чувствуется, что авторы творили свою картину с любовью к выдающемуся режиссеру и кинематографу в целом.

 

В фильме звучит, кроме основного русского, сразу несколько национальных языков: украинский, грузинский, армянский и даже итальянский. Восхищает мелодичностью разговор старенькой гуцулки, в хате у которой остановился Сергей Параджанов на время съемок фильма, принесшего ему славу и преследования - "Тени забытых предков".

Снова переживаются вместе с героем смутные времена беспросветного пути к коммунизму, когда гениев отправляли в тюрьму то ли из зависти, то ли от глупости, то ли просто потому что надо было всем талантам отсидеть – и самое феерическое, когда официально садили за гомосексуализм. Как само существование этой статьи уголовного кодекса, так и обвинения в "мужеложестве" этого человека выглядят полным фарсом.

 

Вся трагикомедия ситуации проявляется в фразе самого Параджанова, который называл себя "армянином, родившемся в Грузии и сидевшим в русской тюрьме за украинский национализм".

Много веселых сцен явно не дадут никому скучать при просмотре. Например, порадовала зарисовка о приезде Марчелло Мастрояни в гости к режиссеру, когда тот жил в Тбилиси после освобождения из тюрьмы. Якобы тот к приезду великого итальянца устроил веселую домашнюю вечеринку с одним нюансом. Мальчик с рогом в руках, стоявший на возвышении во время встречи в квартире героя, периодически и очень внезапно начинал трубить в рог и кричать: "Параджанов – гений!".

Этот элемент абсурда, конечно, сильно отвлекал гостей от серьезных разговоров, но никто не мог поспорить с утверждением парня.

 

А еще мне показалось очень трогательным окончание фильма – в моем любимом месте в Париже, на площади Стравинского, возле ярких "игрушечных" статуй-фонтанчиков, сон героя в прекрасный солнечный день. Вообще фильм очень красив и полон оптимизма, а еще он вдохновляет на изучение классики кинематографа. 

powered by lun.ua