Живая правда

Этот пост – о российском фильме, который, по воле случая, не вошел в конкурсную программу ни Одесского, ни Московского международных кинофестивалей. Этот пост о фильме "Игра в правду", который всенародно любимый украинец Гоша Куценко - актер, один из авторов сценария и продюсер - представил лично на ОМКФ, порадовавшись, что ему не нужно ни с кем конкурировать и считаться фестивальным. А значит, фильм будет поистине народным.

Четыре человека в четырех стенах – казалось бы, что может быть проще? Четыре человека в четырех стенах – и жизнь вывернута наизнанку. Точнее, 4 жизни. Плюс внезапное "обострение", как это назвал сам Куценко - тот самый момент, когда вы, как зритель, вдыхаете воздух, чтобы выдохнуть его на финальных аккордах фильма.

Очень трогательное кино, которое, не смотря на кажущуюся простоту постановки, держит в напряжении от начала до конца, смотрится, что называется, на одном дыхании. Жизненное, эмоциональное, заставляющее задуматься.

Не вдаваясь в подробности сценария, который, безусловно, стоит полутора часов вашей жизни, скажу, что это - экранизация одного трехчасового спектакля, укороченная вдвое, но от этого не утратившая своей остроты. Надо признать, что режиссерская работа прекрасна, как и декорации: и квартира, и дом, в котором происходит действие, на самом деле, были созданы специально для съемок и не существуют в реальности.

Фильм представляет собой разговор троих старых друзей, которые встретились, как обычно, выпить водки с закуской, поговорить по душам, отдохнув от будней - и еще одного общего друга, случайно попавшего к ним на праздник, четвертого, которого они не видели уже 20 лет. Который оказывается так дорог для них всех, и неожиданно так далек.

Затевается игра – и вот, все тайное становится явным. Сказано все то, что годами скрывалось из-за стыда, жадности или гордыни. Все, что выплакано, выстрадано и похоронено глубоко в сердце, вылезло наружу.

Интересно посмотреть со стороны, как близкие люди годами скрывают друг от друга поступки, которые гложат их, причиняют боль, но уже не могут быть раскрытыми, ибо чем дальше, тем, кажется, будет хуже. Этот образ мышления свойственен нам всем.

И вот наступает момент истины – случайно, как бы играючи, эти люди приоткрывают обрывки тайн, чтобы, зацепляясь за эти кусочки, постепенно нарисовать всю картину прошлого, которое они так стремились забыть. И вот уже они сами для себя в полной мере осознают содеянное, злятся и пытаются переложить ответственность на других, делают выводы, меняются, наконец.

"Есть две правды - о себе и правда о других. Человек прежде всего должен быть честен сам перед собой, а та правда, которую совесть позволит рассказывать ему по отношению к другим, пусть будет на его совести", - эти слова Куценко, пожалуй, выражают идею фильма.

Наверное, стоит посмотреть "Упражнения в прекрасном" Виктора Шамирова или театральные постановки того же состава, чтобы понять, что Куценко давно вышел на качественно новый уровень в кинематографе. Я, к сожалению, не видела последних работ с его участием, а запомнила его по старым фильмам, где Гоша играет то бандитов, то "крутых" парней, то простых героев легких комедий.

Поэтому так удивила его работа, ради которой, кстати, несколько лет пришлось договариваться с Люком Бессоном относительно авторских прав на сюжет. Общая канва позаимствована у французского автора Филиппа Лелуша, но се диалоги украинско-российкая команда придумала самостоятельно, исходя из наших реалий жизни.

"Игра в правду" - не совсем комедия. Смотрится фильм легко, но доставляет тяжелые мысли и переживания. Впрочем, как это ни банально, спасибо команде за хэппи-энд, который оставляет зрителю ноту оптимизма. Жаль, что в реальной жизни счастливые окончания так редки.

Реклама:

Головне сьогодні