Как избавиться от ошибок в учебниках?
Однажды мой сын спросил: "Мам, а правда, что люди произошли от змей?". Как выяснилось, ему об этом сказала учительница математики в школе раннего развития. После непродолжительной эмоциональной беседы, мы с ней сошлись во мнении по некоторым пунктам. Что:
- все-таки не все люди произошли от змей, а только некоторые;
- что на уроках математики с моим ребенком будут заниматься математикой;
- а с теорией происхождения видов его ознакомят позже, на уроках биологии, согласно программе, утвержденной МОН.
После этого случая, к вопросу выбора школы и первой учительницы для сына я отнеслась очень ответственно. В прошлом году решила не рисковать - никаких частных школ и авторских методик, только общеобразовательная школа с государственным стандартом и точка. Но и там нас ждал сюрприз. В учебниках золотые курочки носили детям буквы в золотых корзинках (золотыми батонами уже никого не удивишь); трутень Вилли за лето собрал почти полцентнера меда (в отличие от своих ленивых собратьев, которые этим не вообще не заморачиваются); а медведь за зиму съедал 7 бочек меда (видать не спалось)…
Можно было бы закрыть глаза на вопрос междисциплинарного соответствия – младшая школа как-никак, в шесть-семь лет дети еще верят в сказки. Но вот согласиться с авторами математики Ф.М. Ривкинд и Л. В. Оляницкой, что 38–3>35 (38–3=35), а 12:2=12 уже не могла. Мой Саша мечтает стать ученым-изобретателем, а я опасаюсь, что с такими учебниками он скоро будет знать математику, как в "бородатом" анекдоте:
Учитель спрашивает:
- Сколько будет дважды два?
Вдруг один ученик говорит:
- Пять тысяч!
Учитель:
- Неправильно!
Другой ученик:
- Вторник!
Учитель:
- Опять неправильно! Ну, дети, сколько же всё-таки будет дважды два?
Третий ученик встаёт и говорит:
- Четыре!
- Молодец! Умница! Расскажи ребятам, как ты посчитал?
- Так ведь пять тысяч минус вторник!
На мою просьбу заменить учебник математики Сашина учительница только развела руками, мол, рада бы, да не могу - министерство внедряет новый стандарт обучения, поэтому нам запретили пользоваться любой другой литературой, кроме этих учебников с грифом от МОН.
К счастью, в Украине нашлось немало родителей, педагогов и книгоиздателей, которых эта ситуация тоже возмутила до глубины души. Активисты все ошибки выявили и передали в МОН с просьбой исправить. С полным перечнем выявленных ошибок можно теперь ознакомиться.
Бывший министр образования и науки Украины Дмитрий Табачник всю вину переложил на смертельно больного автора учебника и тем самым умыл руки. Новый министр Сергей Квит уже отменил печать одобренных своим предшественником учебников для 4-7 классов, в которых тоже было немало погрешностей, и пообещал провести новый тендер по новой системе процедур.
Это отличная новость. Но в начальной школе дети не могут ждать пять лет, пока им подготовят и напечатают другие учебники.
Месяц назад в школьной библиотеке нам снова выдали книги с ошибками. И даже обещанных издательством "Освита" вклеек с исправлениями в них нет. В министерстве объяснили, что изъять из обращения скандальные учебники они не могут – бюджетных средств на печать новых нет.
"Удода мы уже отстранили, прокуратура определит виновных, наличие вкладок проверим. Но если хотите другие учебники - приобретайте за свой счет" - пояснил замминистра МОН Павел Полянский. "И что, у учителей больше не будут обыскивать сумки в поисках запрещенной литературы?" - усомнилась я - "Нет, не будут, обещаю! – засмеялся в ответ Полянский. Во-первых, есть соответствующее письмо министра, которым он отменил предыдущий запрет Табачника. А во-вторых, я сам подписал документ, согласно которому учителям вернули право самим выбирать формы, методы и способы обучения детей, а также информационные и справочные материалы. Все что не запрещено законом – разрешено. Пользуйтесь какими хотите учебниками, хоть сами пишите", – пошутил Павел Брониславович.
Учителя и руководство школы были искренне благодарны за послабление давления "сверху". Но вопрос замены учебника повис в воздухе грозовой тучей. "Нам же все равно в конце года нужно выйти на выполнение программы по новому стандарту. Есть всего два вида такой математики Ривкинд – Оляницкая и Богданович. Последний лучше, но к нему тоже есть вопросы", – сетовали учителя. "К тому же наши дети уже закончили первый класс по этому учебнику, как мы можем перейти на другой?" С этим вопросом я снова обратилась в министерство? А куда еще? Они же учебники готовят, вот пусть и разъяснят всем, как и чем их можно заменить!
"В принципе вся необходимая информация есть на нашем сайте – терпеливо давал мне пояснения замминистра образования и науки, но давайте мы сделаем лучше. Приходите к нам 10-го июня. Мы пригласим авторов учебников и издателей – там и поговорим об этом", - предложил Павел Полянский.
Я, Иванна Коберник и Зоя Звиняцковская на этом круглом столе представляли не только нашу общественную организацию "Родительский контроль", но и других родителей, проявивших интерес к этой теме. Вопросов накопилось много, поэтому разговор получился эмоциональный.
Иванна и Зоя оспаривали эффективность "текстоцентрического" подхода коллектива создателя букваря под руководством М.Д. Захарийчук. Требовали в целях бережного отношения к детскому времени добавить в тексты для чтения познавательную функцию и упражнения для тренировки навыков коммуникации. Разбавить учебники городскими сюжетами и современной картинкой мира. Я в свою очередь пыталась объяснить главному редактору издательского дома "Освіта" Олегу Костенко, что проблема их учебника математики под редакцией Ривкинд-Оляницькой не столько в большом количестве смысловых, логических ошибок и опечаток, в конце концов их можно было бы замазать маркером или заклеить, а в том, что учебник написан сложно, без учета возрастной психологии и иногда напоминает спам, который на тебя вываливается из взломанного почтового ящика.
Там, конечно, есть полезная информация, но отыскать ее крайне затруднительно из-за отсутствия системности. Ребенку сложно усваивать материал, поскольку в учебнике отсутствует нужное количество повторений упражнений. Кроме того, этот учебник – слишком тяжелый для малышей, к нему еще нужно дополнительно покупать рабочие тетради. Редактор в свою очередь уверял, что первоклассники – шестилетки легко запоминают текстовые правила без картинок и выучить определение "ноль – это отсутствие элементов множества" на второй неделе обучения может любой ребенок. Все учителя, с которыми он общался, его за это определение благодарили и хвалили. А все усложнения – это вопросы к министерству, учебник написан по новому стандарту обучения.
Было очевидно, что уважаемые авторы учебников, в отличие от нового руководства МОН, критику воспринимать по-прежнему не готовы. Но деваться им было некуда. Павел Брониславович объявил, что отныне это будут регулярные встречи и вообще они планируют в корне изменить саму систему производства учебников.
В итоге, для себя мы таки выбрали другой учебник математики авторства С.О. Скворцовой, О.В. Оноприенко
С Оксаной Владимировной Оноприенко мы познакомились на круглом столе. Она была одним из авторов разработки нового стандарта обучения, но их учебник не смог выиграть конкурс в прошлом году. Поэтому в школы не попал. А жаль. Учебник хороший - нашим учителям он тоже понравился и гриф министерства в этом году он уже получил. Вот только покупать его детям теперь придется за свои деньги.
Признаюсь, раньше я наивно думала, что это все козни известного украинофоба Дмитрия Табачника. Мол, специально решил отбить у детей охоту учиться, чтобы подогнать их под свои пещерные представления об украинской нации. Но теперь понимаю, что сама система образования в Украине архаична, форматирует наших детей под тесные рамки своих теорий.
Один из наших главных союзников теперь - глава комитета образования и науки Верховной рады Украины Лилия Гриневич. Она не только борется с ошибками в учебниках, но и с ошибками системы. Она считает, что чиновники должны больше доверять учителям, детям, родителям и наконец повернуться к ним лицом. Сейчас готовится важный пакет реформ и законов. И я прошу всех неравнодушных родителей поддержать революцию в обучении.
Как сказал наш великий Кобзарь Тарас Шевченко: "Борітеся — поборете, Вам бог помагає!"
Советую всем родителям внимательно посмотреть учебники, которые выданы или выдадут ребенку на следующий учебный год. Если возникнут вопросы и сомнения, запишите свои замечания и обсудите их с учителем и другими родителями на родительском собрании.
Если вы вместе с учителями решили заменить учебник – альтернативный можно выбрать здесь
Если ничего из предложенного списка вас не устраивает, можно поискать среди более ранних изданий. Это уже не запрещено.
Не спешите приобретать рабочие тетради. Помните - это ваше право, а не святая обязанность.
Поинтересуйтесь у учителя, сколько их будет и каких. Сравните эту информацию с другими школами. Не покупайте лишнее. Это позволить сэкономить не только деньги, но и самое ценное – время ваших детей. Вместо заполнения большого количества рабочих тетрадей дома, они смогут дополнительный час погулять на свежем воздухе. Здоровье ребенка не менее важно, чем образование.