Реформируйся или умирай

Чиновники по-прежнему не читают предложений экспертов по реформированию отжившей системы, даже если идеи изложены на 1 странице.

Чиновнику бы всё покороче, из 12 пунктов выбрать 3 главных и пересказать своими словами, а лучше - чтобы вообще всё реформировалось как-то само собой, без их участия.

Всё это напоминает маршаковскую Королеву – та в "12 месяцах" решала, казнить ей человека или помиловать, подсчитывая длину слова, которое нужно вписать в приказ. "Казнить" - короче, а потому предпочтительней.

Вероятно, именно поэтому удачные реформы отдельно взятых областей так и остаются реформами отдельно взятых областей, не распространяясь на страну - ведь чтобы распространить, нужно же изучить опыт, а чиновник изучать не любит.

Вот поучать - другое дело. Нет, чиновников, конечно, тоже можно понять. Сколько сумасшедших ежедневно охотится на их время, чтобы показать очередные чертежи психотропного оружия или передать из рук в руки доказательства мирового заговора. Невозможно работать!

РЕКЛАМА:

Но что же остается юным реформаторам? Можно бесконечно обивать пороги властных кабинетов, а можно запускать идеи в "ноосферу", надеясь, что так они таки обретут сторонников и будут воплощены в жизнь.

Эксперты инициативы по энергосбережению "Energy Evolution UA", пройдясь по официальным инстанциям, поняли, что дела не будет (мы о комплексных реформах). Чиновники преимущественно ведут себя так, словно собираются жить вечно. Но у Украины этого времени нет. Реформируйся или умирай.

Чуть меньше месяца назад волонтеры "Energy Evolution UA" запустили кампанию по информированию украинцев о необходимости беречь энергию: зачем это делать, сколько денег на этом можно сэкономить и как это отразится на энергонезависимости нашей страны.

Так, украинцы узнали, что мы ежегодно импортируем 40% всех энергоресурсов. При этом из-за неэффективного использования энергии теряем 185 млрд. грн. в год. Из них 35% - потери в жилищном секторе. Допустим, все, послушно начали экономить электроэнергию дома и вопрос 35 процентов решен. Но что делать с остальными 65%?

Что делать с коммунальными предприятиями, в которых нередко можно увидеть буйство воды, праздник света и фестиваль отопления?

Что необходимо успеть сделать государству еще до отопительного сезона:

1. Начнем с плохой новости. Нужно поднимать тарифы. Но мы сейчас не о газе, а об электроэнергии. Мы платим 31 коп за кВт.час при экономически обоснованной 1 грн. 20 коп.

Ведь даже чиновнику понятно: если поднять цены на отопление, не подняв их на электроэнергию, этой зимой все будут греться с помощью электрообогревателей. Поскольку зимой в наших квартирах при оптимистичном сценарии будет не более +18 С, это приведет к тому, что электросети, которые давно нуждаются в модернизации, не выдержат - их пропускная способность ограничена. Дома, улицы, города, а еще - больницы, станции связи, экстренные службы останутся без электричества, без связи.

Для модернизации электросетей нужно 5 лет.

Диспропорция тарифов на газ, тепло и электроэнергию приведет к тому, что смекалистый украинец начнет отключаться от централизованных систем отопления - "Зачем платить за то, что плохо греет и много стоит?" Денег станет поступать меньше и системы центрального отопления вместо модернизации продолжат разрушаться.

"Что же делать? Мерзнуть, что ли?!" - спросите Вы и будете правы. Во-первых, дочитать до конца. Во-вторых, если информационная кампания по энергосбережению увенчается успехом, люди "включатся" и станут бережно относиться к энергии, и тогда газа на отопительный сезон хватит.

Из 35 млрд. кубов, которые страна потребляет за отопительный сезон, сэкономить нужно всего-то 6 – и это и промышленности, и жилищному фонду, вместе взятым. Миссия вполне выполнима! Ну а в-третьих, и я не шучу, самая полезная температура для организма +18 С. Спросите у доктора Комаровского ;)

Итак, что необходимо пропорционально поднять тарифы на электроэнергию.

2. Вторым важным шагом патриотически настроенной "Антимиллеровской коалиции" должна стать установка тепловых счетчиков как для населения, так и для государственных учреждений и бизнеса. В многоквартирных домах возможна установка домовых счетчиков в идеале с т.н. погодными датчиками, которые автоматически регулируют уровень отопления в зависимости от температуры воздуха на улице.

В общем, нет прибора учета? - Нет услуги. Сразу же возникнет вопрос, где взять деньги. Эту задачу можно решить несколькими способами. Или стоимость счетчиков включается в действующий тариф, или установка происходит за счет кредитов международных финансовых институтов. Но задачу нужно решить.

Итого: устанавливаем счетчики тепла.

3. Через старые окна зимой мы теряем до 18% тепла. Ясно, что их необходимо заменить на новые.

И здесь на помощь приходит опыт Львовской госадминистрации, которая вот уже несколько лет финансирует программу по удешевлению кредитов для населения на энергосберегающие мероприятия. Вместо 15-20% по кредиту, люди платят 5-6%. Но затраты на коммунальные услуги у человека становятся настолько меньше (при установленном счетчике тепла), что замена окон с удешевленным кредитом окупается в момент. Выгодно человеку - выгодно и государству! Ведь потребление энергии значительно снизилось.

Причем, что интересно: за все годы функционирования программы не было ни одного (!) случая невозврата или просрочки кредита. Львовская администрация оценила результаты программы за 3 года и нашла ее настолько выгодной, что сделала долгосрочной.

Параллельно можно изучить опыт стран Центральной и Восточной Европы, особенно Польши и Чехии. Кстати, Национальный экологический центр Украины делал 2 содержательных доклада на эту тему. По Польше и по Чехии.

Итак, распространяем опыт удешевления кредитов для населения на энергоэффективные мероприятия по всей Украине.

4. Теперь перейдем к школам, детским садикам поликлиникам и другим объектам коммунальной собственности. Что делать с ними? Ведь они финансируются по остаточному принципу. И здесь есть решение! Без копейки финансирования можно начать кампанию по энергосбережению в масштабах всей страны!

Компания, которая "розуміється" на энергоэффективности, говорит: "Давайте мы вложим деньги в эту школу: заменим окна, обновим вентиляцию, утеплим помещение и т.д." В результате этих действий энергопотребление школы снизится процентов на 40. Разница идет на возврат средств инвестора. Через 5-7 лет инвестор полностью возвращает вложенные средства, получает заложенную прибыль, после чего местный бюджет начинает за эту школу платить на те же 40% меньше. Все эти годы дети учатся в теплом экологичном помещении.

По каким-то причинам законопроекты № 3013 и № 3014 (про стимулирование мер по энергосбережению в коммунальной сфере) тормозятся Минфином и Комитетом ВР по вопросам топливно-энергетического комплекса. Без немедленного принятия этих законов ближайший отопительный сезон страна может встретить с холодными школами, детскими садиками и больницами.

Доступней объяснил Вице-премьер Гройсман. Он сказал чиновникам: вы понимаете, что через пару лет тарифы будут такими, что вы не сможете это оплачивать?! Люди спросят вас: почему холодно в школах? Что вы ответите?

Итак, срочно необходимо принять законопроекты № 3013 и 3014 и утеплить предприятия коммунальной формы собственности.

5. Если я скажу, что нужно определиться с единым государственным органом исполнительной власти, который бы отвечал за разрабатывание и внедрение государственной политики по энергосбережению, Вы удивитесь?

Да, такого органа сегодня нет. Зато есть 7 разных структур (Госэнергоэффективности, Министерство экономического развития, Государственные областные администрации, Минрегионбуд…), которые дублируют функции, полномочия, задачи друг друга - а воз и ныне там.

Итак, определяем единый госорган исполнительной власти и спрашиваем с него по результатам.

6. И снова счетчики. На этот раз счетчики газа. Действующий Закон дает время до 2016-2018 годов, но у страны нет этого времени - счетчики нужно установить сейчас. Где взять деньги? Из не самых актуальных в сегодняшней ситуации статей бюджета. Например, 200 млн. грн. можно позаимствовать из бюджета Минрегиона на ремонт лифтов. Было бы желание, а перераспределить деньги в военное время можно и нужно.

Итак, устанавливаем газовые счетчики.

7. Следующий пункт тоже легковоплотим, при этом принесет стране много пользы. Вводим должность энергоменеджера в органах местного самоуправления. Должностная инструкция, оклад - все, как полагается. Этот энергоменеджер, помимо того, что прорабатывает мотивацию к экономии, проверяет предприятия коммунальной собственности - автоматический или ручной учет. Вот буквально каждый день / неделю / месяц снимает показания школ, поликлиник, детских садиков.

И вдруг видит: 2 одинаковые школы. В одной суммарные показатели = х, а в другой за то же время = 2х. "В чем же может быть дело?" - думает энергоменеджер и отправляется в эту энергонескромную школу с расследованием. И выясняется, что в этой школе преподавательский состав, оказывается, любит культурно отдыхать по субботам и воскресеньям: "корпоративы", караоке и другие признаки того, что жизнь удалась. Вода, электроэнергия, газ - все за государственные деньги.

В общем, энергоменеджер окупает свое присутствие и зарплату в течение нескольких месяцев, после чего начинает экономить государственные деньги. А если еще и зарплату его поставить в зависимость от успехов… :)

Кроме того, появление энергоменеджеров окажет еще и психологический эффект: когда человек знает, что за ним "следят", это отражается на его модели поведения.

Итак, вводим должность энергоменеджера.

8. И снова про кредиты. На этот раз от международных финансовых организаций и именно на программы по энергосбережению в промышленности и бюджетной сфере. Кредиты готовы давать ЕБРР, Европейский инвестиционный банк, Всемирный банк, НЕФКО, Е5Р - причем, давать под низкие проценты. Бери - и модернизируйся! Так нет же. Процедуры государственных согласований у нас настолько "тяжеловесные", что международные банки попросту не могут выдать всё, что хотят - не выбирают инвестиционный портфель. А мы не получаем денег на мероприятия по энергоэффективности.

Итак, необходимо упростить процедуру получения кредитов на энергосберегающие мероприятия от международных финансовых организаций.

9. Далее нам нужно обеспечить первоочередное прохождение через Госказначейство Украины средств, выделенных на реализацию проектов по энергосбережению. Здесь вообще всё запущено.

С нашей системой согласований и пересогласований нередко выходит так, что деньги распорядитель получает в конце года - числа эдак 15 декабря. Что он может успеть модернизировать, утеплить, улучшить за 10 дней перед Новым годом? Разве что свою терпимость по отношению к существующему порядку вещей.

Распорядитель не может оставить эти деньги на следующий бюджетный год, поскольку к нему сразу же придут в гости проверяющие инстанции, и человеку "светит" реальный срок. Год проходит, деньги, вроде бы, и были, но в связи с тем, что пришли они из-за системы согласований так поздно, детские сады снова остались не модернизированы. Вот поэтому так и живем.

Итак, нужно упростить процедуру получения денег на энергосберегающие мероприятия от государства.

10. Ну и, наконец, то, что у нас называется Энергетической стратегией, таковой не является. Написана она до 2030 года. И, понятно, что документ не отвечает сегодняшним реалиям (в том числе, по прогнозам роста экономики и прогнозам потребления энергоресурсов). Не говоря уже о том, что документ был разработан в интересах одной из финансово-промышленной групп.

Подобный путь реформ уже прошли наши польские и чешские соседи, и готовы делиться опытом с нами. Эти нехитрые шаги - залог того, что Украина станет современным энергетически независимым государством. Так мотивируем же чиновников, наконец, расшевелиться!Эксперты любят повторять: "Мы не можем повлиять на тарифы, но можем повлиять на цифры, которые увидим в конвертах со счетами за коммунальные услуги". А мне кажется, мы можем повлиять и на тарифы и на то, будут ли чиновники бесконечно сваливать вину за провальное положение дел друг на друга, на "попередників" и заботиться только о том, чтобы их команда подольше задержалась во властных кабинетах.

Реклама:

Головне сьогодні