Тест

Детские корни коррупции

Модель отношений, господствующая в большинстве сегодняшних украинских семей, представляет собой модель "подчиненный – начальник", а порой – и гораздо чаще, чем хотелось бы, – модель "вещь, принадлежащая хозяину (раб, крепостной) – собственник-властитель".

Эта модель "расчеловечивает" ребенка, поскольку человек не может быть чьей-то собственностью, ею может быть только вещь. Ребенок становится вещью, которой можно и нужно распоряжаться. Основное требование, предъявляемое к ребенку в этой системе отношений – безоговорочное подчинение родителю - "владельцу". В такой системе сам ребенок не владеет ничем – ни вещами, ни временем, ни собственными мыслями и чувствами, - он не владеет самим собой, собственной жизнью – так же, как и не несет за нее ответственности. Весь строй его жизни определен его "властителями".

У ребенка подсознательно формируется представление о том, что такая система отношений – единственная и всеобъемлющая. На этом и базируется феномен добровольного, разной степени восторженного, принятия и потребности в Хозяине, стром, но справедливо распределяющем жизненные блага.

У ребенка-вещи неистребима потребность в любви, в значимости, в радости.

Они необходимы ребенку в силу социально-биологических условий выживания, и он научается "добывать" их за плату. Дети вынуждены платить за все – за игрушку, за мультик, за аквапарк и добрый взгляд в свою сторону.

По сути, платить приходится за хорошее к себе отношение – и сами отношения становятся товаром. Платой ребенка является, например, хороший аппетит, послушание, примерное поведение, успешное выступление на утреннике, чистые брючки на прогулке. Но живет ребенок в ощущении обреченности - обреченности на то, что все хорошее, получаемое им, дается только в обмен на плату, что как самостоятельная позитивная личность он ничего "хорошего" недостоин.

Более того - такой ребенок и не становится зрелой личностью в полном смысле этого слова, – вспомним, ведь статус "вещи" лишает его условий для развития ответственности и самостоятельности. Страстной, неосознанной мечтой такого ребенка становится достижение положения, когда – чудесным, волшебным образом! – он сам станет властителем других людей, когда платить будут уже ему.

Эту мечту, к величайшему сожалению, по достижении взрослого возраста – но не социальной зрелости – очень многие реализуют в отношениях в собственной семье, становясь властителями, владельцами и тиранами своих близких, и в первую очередь – детей. Рабство и "расчеловечивание" ребенка в вещь воспроизводятся. Осознанное или вытесненное чувство, что все хорошее в жизни можно только купить, что, сам по себе как личность, этот взрослый ничего хорошего не достоин, сохраняется.

Коррупционные отношения представляются такому взрослому естественными и неизбежными.

То, что могущество и блага, которыми располагает Хозяин, измеряются деньгами, дети узнают уже с раннего возраста. Но еще до того, как им станет понятна функция денег – как средства обмена, как всеобщего эквивалента меновой стоимости, - дети воспринимают как высшее и бесспорное благо Вещи, которым владеют Хозяева. Вещи и обеспечиваются этими, загадочно-магическими для них, Деньгами.

Так в подсознании детей формируется восприятие "хорошей жизни" и "счастливого человека" - Хозяина, обладающего многими Вещами и большими Деньгами, которые своей магической силой наделяют людей правами и статусом Человека. И, может быть, обладают магической силой вернуть эти права и статус бывшему ребенку-вещи.

Деньги сакрализуются, становясь, по сути, единственным Божеством незрелой зависимой личности, подавляя иных Богов. Даже если человек, проживший детство в статусе вещи, примыкает к какой-либо легитимной религиозной конфессии, осознанно или бессознательно он все равно служит, в первую очередь, Золотому Тельцу (даже в виде Батона).

Так происходит подмена истинных гуманистических ценностей - ценностями ложными, ведущими к личностной, общественной и творческой деградации.

Достаточно представить себе людей, чьей высшей ценностью являются вещи – много Вещей, Большое Богатство, чтобы убедиться в справедливости этого постулата.

Те дети, в чьей повседневной не присутствуют такие явления, определяющие их счастливую и радостную жизнь, как безусловная любовь, принятие окружающих, творчество, взаимопомощь, счастье делать добро, самостоятельная исследовательская деятельность, свобода, возможность делать самостоятельный выбор и принимать решения - навсегда остаются во власти магии денег и стремления властвовать.

То же зависимое, подчиненное положение сохраняется и в нашей сегодняшней школе. Дети по-прежнему остаются вещью, которой теперь, кроме родителей, распоряжается еще и учитель и директор.

Более того, эта Высшая власть, это Начальство, распоряжаются и их родителями – через систему поборов, навязывания выбранной без их воли программы и приказных "вызовов в школу".

Сегодня система взаимоотношений взрослого мира с миром детей заточена на уничтожение свободной творческой и ответственной личности, на воспроизведение людей, обреченных либо рваться любыми способами к власти и богатству, либо безропотно платить и подчиняться.

Любые программы, комитеты, мероприятия по борьбе с коррупцией в нашей стране обречены на провал, если общество сегодня не осознает необходимость изменения модели взаимоотношений с детьми в семье, где и закладываются внутренние психологические , работающие на бессознательном уровне, стремления и механизмы, воспроизводящие отношения коррупции, как отношения тотальной купли-продажи "счастья и безопасности".

А для того, чтобы изменять эти отношения в семье, нужна программа психологического просвещения родителей, которым предстоит – всей своей жизнью – эти изменения осуществить.

Тогда подросшие "новые взрослые" сумеют сломать и изменить бесчеловечную систему нашего образования, заменив подавление и зависимое послушание - творческим сотрудничеством и развитием.