Тест

Налог на частное образование?

Леонид Черновецкий, одиозный экс-мэр Киева, однажды заявил: частные школы вторые по прибыльности после казино. Порой кажется, не один Черновецкий так считает.

Спроси любого обывателя, он начнет загибать пальцы: и стоимость обучения завышена, и учат там не лучше, чем в любой другой школе, и вообще это игрушка "для детей олигархов". Так что будут существовать частные школы или вымрут, это никак на простом народе не скажется.

Ошибаетесь, уважаемые граждане. Скажется, причем самым печальным образом.

"Олигархи" не обучают своих детей в отечественных школах. Для этого есть зарубежные. В украинских частных школах детей учат люди, занятые в малом и среднем бизнесе, сотрудники совместных предприятий, представители творческих профессий. Кризис ударил по ним очень сильно. Они еще пытаются удерживаться на плаву, но многих дополнительное увеличение стоимости услуг даже на 20% попросту добьет.

А ведь поднимать стоимость придется. Причем это повышение затронет не только школы, но и курсы, студии, спортивные секции. Заплатят за это потребители — родители, на которых сейчас и так уже легла нагрузка, связанная с уменьшением покупательской способности и сложностью ведения бизнеса.

Неминуемо произойдет "схлопывание" рынка образовательных услуг.

Для большинства граждан дополнительное образование станет не по карману. Запустится необратимый процесс: учреждение вынуждено повышать стоимость обучения, при этом происходит отток детей, что приводит к очередному увеличению цены и еще большему оттоку. Откуда школы возьмут лишние деньги, если они уже заключили договора с родителями, а в них указана цена обучения? Брать кредит в надежде, что со временем жизнь наладится? Проще сразу закрыться и не оттягивать агонию.

А ведь для многих бизнесменов частная школа для ребенка — единственное, что еще удерживает их в Украине. Есть понимание, что наше образование — ценность и конкурентное преимущество. Ведь наши дети соревнуются не между собой, а с выпускниками финских, ирландских, американских, корейских, китайских школ.

Исчезнут в стране частные школы — исчезнет последняя причина оставаться здесь. Уедут самые востребованные, талантливые, креативные.

Уедут самые что ни на есть исправные плательщики налогов. И самое печальное: их дети, выросшие в другой культурной среде, уже никогда не вернутся сюда. Мы их попросту потеряем.

— Да пускай едут, — снова раздастся голос обывателя. — Зачем они нам, если "рідну неньку" готовы бросить в беде! Но зато как обычные муниципальные школы у нас расцветут!

И снова вы ошибаетесь, граждане обыватели! Вот вам урок занимательной арифметики.

Школа, в которой я работаю, за год — с декабря по декабрь — перечислила в бюджет в общей сложности 2 900 000 гривен — немалая сумма! Причем эти деньги родители наших учеников заплатили официально, а значит — государство уже удержало из них все налоги, в том числе — и на образование.

Если разделить эту сумму на 280 наших учеников, получится, что каждый ребенок перечислил в бюджет 10 500 гривен. Много это или мало? По разным прикидкам, государство выделяет в год примерно такую же сумму на содержание одного ученика в общеобразовательной школе. Однако дети, которые учатся в частных школах, этих денег не получают!

Итого, один ученик частной школы экономит для государства 21 000 гривен и, по сути, содержит за свой счет ДВУХ учеников "бесплатной" школы! А если учесть, что при этом он сам оплачивает свое образование (конечно, это делают его родители), то и получается, что наша частная школа обеспечивает обучение 280 * 3 = 840 учеников!

Стоит ли копеечная экономия в одном случае огромных экономических и репутационных потерь в другом? Ответ очевиден.

Впрочем, страна получает потери еще и иного порядка.

Дорогих, "элитных" школ в Украине немного. В Киеве таких наберется едва ли семь-восемь. Главные мифы о частном образовании связаны именно с ними, и неспроста: "элитным" школам нужно поддерживать статус, они подчеркнуто академичны, там довольно специфический контингент учащихся. А вот истинно новаторские, авторские школы составляют средний по цене сегмент.

Они обучают, в первую очередь, "мягким навыкам" — самоменеджменту, эффективной коммуникации, работе в команде, — то есть, всему тому, в чем так сейчас нуждается украинский бизнес и общество в целом. Вот это новаторство, эти уникальные образовательные организмы мы с вами потеряем. А главное, мы потеряем новое поколение талантливых деловых людей, креативщиков и медийщиков, которое НЕ будут выращены и воспитаны, а если даже мы вырастим и сохраним их, то не благодаря существующей системе образования, а вопреки ей.

Потому что невозможно, чтобы родители, которые хотят для своих детей иного, нового образования, начали бы массово переводить своих детей в муниципальные школы. Скорее всего, они станут искать иные способы обучения своих детей.

Например, выберут домашнее образование, в рамках которого формально дети будут числиться при каких-то школах, но обучаться будут с помощью репетиторов и нешкольных педагогов. Однозначно, в "государственную" систему образования они не вернутся.

Отрубив зеленые ветви, которые пока еще растут на старом, трухлявом стволе украинского образования, — мы превратим его в мертвый, унылый пень, который придется выкорчевать, потому что ни на что другое он уже не будет годен.

Топор в ваших руках, господа депутаты!

Не рубите сплеча.