Архетипы нации
"Нация - это общество людей, которые через
единую судьбу обретают единый характер"
О. Пауэр
На днях я прослушала потрясающую лекцию львовского профессора Ярослава Грицака "История Украины за 120 минут", прочитанную им в Культурном проекте. Этот человек блестящей эрудиции, представитель западной школы.
Ярослав Грицак - востребованный и интегрированный в западную научную систему ученый. Основной его вывод был примерно следующим: в свете последних событий украинская нация состоялась. И основным критерием самоидентификации стала – вестернизация и принятие системы западных ценностей.
Я задумалась над двумя вещами: "кто есть украинская нация" и "состоялась ли она как таковая".
Настоящим текстом я постараюсь обозначить проблему.
Вопрос первый. Кто мы?
Не для кого ни секрет, что украинская нация имеет сложную историю.
Назовем ее - западный архетип. Прослушанная мной лекция была отражением лишь его отражения.
Он исходит из истории Западной Украины со всеми составляющими – традициями, вероисповеданием (греко-католическая церковь, католицизм, протестантизм) и системой ценностей. Практически 400 лет в одной упряжке с Польшей и 150 лет в одной упряжке с Австро-Венгрией пройти бесследно не могли.
Но не стоит забывать, что восточная Украина с конца восемьнадцатого века была частью Российской империи. И не только в политическом смысле.
У нас была общая система ценностей, вероисповедание (православие). Украинская элита стала русским дворянством. Украинская культура развивалась в бесконечно тесном контакте и взаимопроникновении с русской культурой, эти же тенеденции продолжались и в советский период.
Контакте настолько тесном, что мы порой не можем даже определить - относить того или иного творца к русской или к украинской культуре. Примеров множество: Гоголь, Репин, Айвазовский, Яблонская и т.д. Иными словами, мы не можем отбрасывать со счетов вековые культурные и исторические связи с Россией.
Еврейский архетип. В Украине очень сильная еврейская состаставлющая.
С легкой руки Екатерины Второй Украина стала территорией, входящей в так называемую "черту оседлости", где можно было селиться евреям в царской России. Житомир, Бердичев, Харьков, Одесса, Киев, Львов, Екатеринослав.
Совсем недавно, будучи в Днепропетровске в субботу, смотря на количество встречающихся мужчин с пейсами, я для себя назвала Днепропетровск – украинском Тель Авивом.
Советский архетип. Моисей водил евреев по пустыне 40 лет, чтобы прошло два поколение. В советской стране мы прожили семьдесят лет - три поколения. Те, кому сегодня 40, а это значительная часть дееспособной части населения, – все родом из Советского Союза.
Соответственно система ценностей, воспринятая через призму советской школы не могла пройти также бесследно. Восприятие себя как части системы, общности, коллективизм. Даже полное неприятие советской идеологии - это также следствие прохождения через призму советской школы. Примеров можно привести еще достаточно.
Архетип казачества. Запорожская сечь. Мы удивительная страна – так бездарно, как мы относимся к своему культурно-историческому наследию, не относится ни одна страна в мире.
У нас историческая память часто сводится к шароварщине, к поверсхностным шаблонам. Мы до сих не оценили все то наследие, которое досталось нам. И это в первую очередь относится к Сечи, которую мы умудрились свести к литературному образу описанному Гоголем в "Тарасе Бульбе", или народной вольницы, как она трактовалась советской идеологией.
А ведь Сечь – это душа нашего народа, сохранившая в мифах о казаке Мамае, о казаках-характерниках. Казак Мамай - это не просто идеал национального защитника родной земли. Казак Мамай - это идеал независимости, свободы. Это защитник Правды в самом высоком значении этого слова. Миф – это не просто сказка. Миф, по Юнгу – это визуализация нашего коллективного бесснознательного, наш архетип, наш код. И он также не мог исчезнуть бесследно.
Я не ставлю сейчас сделать полный анализ всех составляющих нашего "кода нации". Моя цель показать, что украинская нация как "общество людей, которые через единую судьбу обретают единый характер" – крайне сложноорганизованная система.
К тому же я далека от мысли, что украинская нация, о которой сейчас так много говорят, – уже состоялась. Как мне представляется, процесс ее формирования только начался.
Да, благодаря последним эпохальным для нашей страны событиям – Майдан, война – каждый из нас провел внутреннюю самоидентификацию – определил кто он, откуда он. Но это лишь начало становления. А дальше я позволю себе обратиться к теории концепции самоорганизации сложноорганизованных систем или проще говоря, синергетике.
Согласно законом самоорганизации, сложноорганизованная система в состоянии крайней неустойчивости - кризиса, именуемого в науке точкой бифуркации, скачком переходит в иное качественно-новое состояние и приобретает качественно-новые свойства.
Предсказать ее поведение после этого скачка невозможно. Из хаоса спонтанно рождается новый порядок. Замечу – качественно-новый порядок, который не сводим к свойствам элементов предыдущей системы. Это законы самоорганизации. Переход этот растянут во времени. Но возможно ли управлять процессами перехода?
Центральная теорема синергетики, сформулированная Германом Хакеным, о подчинении системы параметрами порядка гласит, что если системе выстроить некий коридор, задать некие внешние параметры, то это позволит системе перестроиться в заданном направлении.
Проще говоря, если мы сейчас пытаемся создать новую формацию людей, именуемых "украинской нацией" мы должны понять какими мы хотим стать, определить для себя эти внешние параметры - задать базовую систему ценностей будущей формации, а для этого мы должны понять кто мы есть, что невозможно без глубокого анализа нашего культурно-исторического наследия и выявления архетипов нации...