Некоторые особенности взрыва мозга
Все, из чего можно сделать взрывное устройство, хоть прямого, хоть замедленного действия, уже находится у вас на кухне. Если, конечно, вы не готовите на костре собственноручно выкопанные палкой-копалкой вкусные коренья.
Все, из чего можно сделать информационное взрывное устройство, уже находится в информационном пространстве вокруг вас.
Я сознательно использую словосочетание "взрывное устройство", потому что архаический термин "бомба" не просто из прошлого века – в нем есть некая трэшевая пугающая шутейность, позволяющая журналистам использовать его в равной мере как безнаказанно, так и безответственно.
Для того, чтобы правильно классифицировать взрывное устройство, нужно представить, какой именно объект или группу объектов оно собирается поразить, с какой целью и последствиями, как долго они будут устраняться и как этим сможет воспользоваться противник. Саперное дело – это не потешное вставление фитиля в бочку с порохом в стиле Гая Фокса, это всегда математика, "сопромат" и непростой инженерный расчет.
Предположительно, объектом информационного теракта является человеческое сознание, чувства и разум личности. Это не совсем так. Вышеперечисленные явления - скорее инструменты для некритичного изменения поведения масс в кратчайший срок. Совсем не обязательно завоевывать умы и сердца людей, чтобы лишить их ума и сердца.
Самое важное в информационной диверсии, чтобы люди вели себя максимально глупо, но при этом считали, что ведут себя максимально умно.
Как при любом теракте, здесь очень важно средство доставки, не вызывающее подозрений, более того - вызывающее доверие.
Лидера Организации украинских националистов полковника Коновальца подорвали с помощью коробки из-под шоколадных конфет, в которой находилось взрывное устройство с часовым механизмом. Предавал устройство агент, по легенде - якобы патриотический племянник соратника Коновальца.
В нашем случае средством доставки информационного взрывного устройства является пресса, как патриотическая, так и выглядящая подобным образом. Оппозиционные издания и телеканалы для этого не годятся, у них другая функция. Оболочка, как вышеупомянутая коробка конфет с украинским орнаментом, должна быть совершенно аутентичной. Важную роль в этом играют социальные сети с их отнюдь не натовским легионом полезных дураков.
Прожорливые и неразборчивые медиа, как иная морская рыба, ловятся на два пустых крючка.
Первый, демократический, "всегда должна быть вторая точка зрения", и дальше обычно звучит старинная балалайка о журналистских стандартах.
Второй, технологический, поизящнее – "проверяй информацию из альтернативных источников".
На первый ловят дураков и лентяев, на второй – умников.
Во взрывном деле есть понятие бинарного заряда – когда два совершенно нейтральных и безвредных вещества в смеси превращаются во взрывчатку. К иной взрывчатке, как к толу, где замедлителем и стабилизатором сперва являлась просто глина, нужен еще и взрыватель или определенные условия.
Журналист, натолкнувшийся на тревожащий его факт, начинает искать подтверждение и опровержение, и довольно быстро находит вторую часть информационного заряда. Не беда, что источник прежде никогда не встречавшийся. Зато все факты изложены конспирологически достоверно и видимая часть даже соответствует действительности. Поэтому можно с чистой совестью называть растяжку веревкой или хвостиком Иа-Иа – главное, чтобы ее дернули.
Если информационный взрыв незначителен, то включаются его усилители.
Так на войне поверх противотанковой мины нажимного действия устанавливают противопехотную, а ну как танк не проедет, чего добру пропадать? Это классификация по методу приготовления зарядов.
Усилители в информационной сети я бы разделил на "дерьмометов" с лопатами и "доброхотов" с опахалами.
С первыми понятно, они набрасывают поражающие элементы, так сказать, на вентилятор. Их задача - максимально замазать объекты поражения.
Вторые, пожалуй, опаснее. Они успокаивают народ с такой истовой интенсивностью, что пожар в головах разгорается от их успокоительных маханий еще ярче.
По форме информационного взрыва можно определить задачу. Уязвимым местом такой диверсии, и, соответственно, способом деактивации является то, что направление и цель как бы вычисляются очень легко, они торчат, как направляющие прутья у нарядного фейерверка: Президент, Кабмин, министерства, власть вообще, отдельные личности, Рада, процессы в ней.
Много закладок легко вычислить загодя, есть посмотреть будущий "порядок денний" в Раде, особенно если там нечто серьезное, что во время войны, понятное дело, не редкость. Это классификация по направлениям применения.
Поскольку, как говорилось выше, поражающими элементами являются уязвленные чувства, то следует заметить, что базовые из них опираются на инстинкт продолжения рода и выживания вида.
В первом случае информация должна активировать женско-материнские чувства сострадательности, материнства и пр. Это срабатывает почти всегда, но разрушительный эффект еще надо обустроить, потому что эмоция наталкивается на бронеплиту в виде женской интуиции ("баба - она сердцем чует") и практицизма, поэтому оно в большинстве случаев как пресловутый тротил – при простом поджоге ровно горит ясным пламенем, но без взрывателя ничего не разрушает.
Во втором информация взывает к мужским качествам защитника, кормильца и т.п. Следует сразу заметить, что в 21 веке это с гендером напрямую не так уж и связано, обабевших мужиков во власти мы уже навидались, а иные девочки сегодня приснопамятную Юлю бы на завтрак съели и не поперхнулись, если что. Не говоря уж о реальном враге.
Идеальный бинарный заряд – соединение этих двух "напариваний", типа "солдатских матерей".
Правила обезвреживания, если вы не специалист, предельно просты, примерно как те, о которых вещают в метро.
У вас должен быть приоритет собственных мозгов над любой информацией, особенно такой, которая выглядит, как коробка патриотических конфет.
Эти мозги должны работать нон-стоп в режиме обеспечения личной безопасности и ваших близких. До кого можете дотянуться.
Непатриотично прозвучит, но если вы денно и нощно будете лишь переживать за Украину, то ничего, кроме собственного инфаркта, ей не принесете. Переживающий, но бездеятельный человек физически нуждается в том, чтобы поделиться своими опасениями. Вот вам и – "Бум!".
Деятельные люди, которым кажется, что они могли бы сделать больше, еще более близки к нервному истощению, что и является задачей врага. Торопитесь медленно – и все успеете, вы нужны живыми, а не в виде памятника.
С прессой, конечно, беда. Но, как и с любым хищником, смотреть можно, но руку или голову в клетку совать не стоит. Натравить такого хищника на кого-либо – да раз плюнуть. Или как в приключенческих романах – всаднику под седло тайно подкладывали острый шип, чтобы лошадь от боли его сбросила. Продолжая эту метафору, прессу порой используют, как ученых собак, к которым привязаны мины с контактным взрывателем, цепляющим днище танка – было и такое во Вторую мировую.
Власть, конечно, своим поведение страшно облегчает маскировку информационных взрывных устройств. Вот в казарме, например, мина в виде детской игрушки была бы как-то неуместна. А возле жилого дома – да. Спикерское тщеславие, преобладание бизнеса над политикой, не говоря уж о геополитике, кумовство, мелочность – даже отменное знание английского и мировая "рукопожатость" этого не перекрывают.
Здесь даже простой кирпич в коробке из под обуви посреди дороги вызовет у них желание лихо отфутболить дерзкую преграду.
Конечно, их бы в какие-нибудь Новые Петривци-2 на пару месяцев, всем бы пошло на пользу, включая страну. Но будем реалистами - информационные "Грады" нас накрывают давно и плотно, а мы все еще живы.
Главное - не берите шоколадных конфет у кого ни попадя.