Адаптируемся или вымрем

Не хочу никого расстраивать, но мы (в массе) — не творцы своей судьбы. Нам дано более или менее эффективно приспосабливаться к изменяющимся жизненным ситуациям.

Чаще всего — это мелкие бытовые адаптации, которые не требуют серьезных усилий. Но порою (и, как назло, регулярно) возникают непредвиденные и, зачастую, сложные, связанные непосредственно с выживанием, поводы.

Злобная среда может быть очень разной: это и хаотические силы природы, и социальные катаклизмы, и предательство собственной (такой родной и знакомой) психики. Хочешь выжить в этом кошмаре? Адаптируйся!

Это касается как одного человека, так и разнообразных по размеру/составу сообществ, и, даже, человечества как биологического вида в целом.

На уровне человеческих общностей радикальный вызов среды приводит к пассионарному рывку. Совершенно автоматически в виде непреодолимой потребности.

Яркий пример — объединение вокруг общего врага. Это инстинкт, сложный, но инстинкт. В отдельно взятой психике он проявляется как сильнейшая внутренняя потребность ввязаться в общее дело спасения. В дальнейшем этот автоматизм в рамках культуры наряжается в "духовно-патриотические" одежды, наполняется героическими мифами и эпосом. Однако, это только внешнее оформление и рационализация "священного долга".

Под культурным налетом зияет пустота бездушной "машинерии" выживания.

Приведу обидную метафору. Наверняка, многие видели, как группа муравьев тащит габаритный груз (корм, стройматериалы и проч.) в муравейник. Все операции выглядят неимоверно профессионально: слаженные действия, точность движений, объединение усилий ради общественной пользы. Но это только на первый взгляд.

Муравьи даже не знают, что они совместно работают. Каждый из них тащит груз исключительно на себя. Параллельно с этим, муравьи реагируют на непреодолимый запах, составляющих своеобразную "химическую тропинку", ведущую к муравейнику. По мере продвижения группы, повышается градиент воздействия феромонов: чем ближе к "королеве", тем запах сильнее. Посему, все большее количество рабочих особей начинает присоединяться к работе по транспортировке "груза" со стороны муравейника.

Равнодействующая всех случайных муравьиных усилий все увереннее направляется ко входу в "муравьиное царство". То, что изначально напоминало разумные действия, на поверку оказалось не более чем слепым механизмом. Не более разумным, нежели идеально сферическая форма мяча, который становится таковым благодаря мириадам случайных взаимодействий частиц воздуха.

Вы думаете, у нас иначе? Думаете, движение общества — это сознательная работа сознательных воль его субъектов?

В целом — нет. Крупные социальные взаимодействия представляют из себя такие же равнодействующие довольно случайных микросил. Развитие цивилизации, формирование народов, наука, философия, религия и искусство — это оформленные результаты соединения частных мелких действий.

Да, самое возвышенное в нас — это тоже адаптация или ее побочные продукты. Это гигантская, неосознаваемая в большинстве случаев махина разноуровневых связей. Наши "осознанные" и "волевые" действия — лишь верхушка айсберга невообразимого процесса, результат тонких нитей и конфликтов причин и следствий: природных, социальных и внутренних. Наши желания и верования, мысли и мечты, социальные конфликты и объединения людей — лишь относительно конечная точка условных "муравьев" и "феромонов".

Все так плохо? Мы обречены? И да, и нет.

Нам тяжело идти против естественного катка природного процесса. Идеологии, восстающие против этого механизма, пытающиеся "повернуть реки вспять" и "не ждать милостей от природы", в том числе социальной, обречены на мучительное вымирание вместе с ее носителями. Вот, почему утопические модели нежизнеспособны, сообщества, ограничивающие естественные потребности маргинализируются и уходят с исторической сцены, а застывшие догматизированные идеологемы обречены на провал.

Но как же научная революция? Прогресс? Они тоже не выбиваются из безжалостного "дао" слепой эволюции. Мы случайно пошли по пути усложнения человеческой системы.

Каждый виток усложнения автоматически требовал более изощренной адаптации (к самим себе же), что вновь усложняло систему — и так до бесконечности.

Мы "доусложнялись" до вычурного сознания, общественной структуры, технологий и прочего. И здесь кроется наше спасение в обозримом будущем. Мы можем видеть хотя бы часть ведущих нас процессов и закономерностей. А раз можем видеть, то можем и использовать!

И здесь мы встречаемся с нашими "муравьями".

Украинское общество неэффективно, ибо не вписывается в логику естественного процесса.

Мы были подвержены диким "мутациям" исторического прошлого, прошли через условный социальный "Чернобыль" и слабо адаптированы к актуальной ситуации. Мы как биологический вид, который отстает от изменений среды. Мы адаптируемся не к тому!

В естественных условиях (читай, в ошибочных стратегиях приспособления) мы обречены, как организм с аутоимунным заболеванием. Именно поэтому нам нужно либо "внешнее" лечение — рецепция более эффективной по отношению к нам стратегии выживания, либо срочное выделение из среды благоприятного мутагена: группы людей, видящих естественные линии развития, и которым придется довериться как собственному мозгу.

Украинское общество настолько заражено "рецессивными мутациями", что просто увещеваний "модернизироваться", "изменяться" уже недостаточно.

Мы настолько сбились с пути естественной общественной эволюции, что нуждаемся в хирургическом вмешательстве. Либо внешних (тогда не ноем об интервенции), либо внутреннем (тогда не плачем из-за авторитарного правления).

В противном случае мы совершенно естественно и обычно умрем. Добро пожаловать в безжалостный мир эволюции, дорогие муравьи!

Продолжение следует.

Реклама:

Головне сьогодні