Мариуполь глазами москвича
"Название этого города ласкает слух как Азовское море в безветренную погоду. Мариуполь бодрит и в тоже время погружает в приморскую негу".
Наверное, так бы я начинал писать текст о посещение города на берегу Азовского моря еще пару лет назад. Начинал бы, если бы не то самое НО – война. Сейчас, конечно, первые картинки, всплывающие в сознание, когда звучит название этого города, - горящее здание УВД и выпрыгивающие люди из огня.
А еще кадры разбомблённого квартала "Восточный", который в январе 2015- го обстреляли из градов. И, конечно, новостная лента с угрозами из уст "днровцев", захватить город. А еще постоянные бои в Широкино, а это всего 20 километров от Мариуполя.
Судя по новостной ленте, Мариуполь – это почти блокадный Ленинград, с единственной дорогой жизни. И каково же было мое удивление получить именно из этого прифронтового города приглашение на кинофестиваль "КИТЫ". Да еще и не просто кинофестиваль – а аж международный. Я не из пугливых и шанс посетить прифронтовой город для журналиста – большая удача, как бы цинично это не звучало.
Первым удивлением было то, что оказывается в Мариуполь из Москвы ходят рейсовый автобус. Едет он теперь, правда, не через Ростовскую область, а в объезд "ДНР". Через Белгород, Харьков и далее вниз, аккурат, вдоль линии соприкосновения с оккупированными территориями. И основные пассажиры этих маршуртов отнюдь не россияне, стремящиеся, к Азовскому морю.
А граждане Украины, в основном мужчины, причем вполне себе призывного возраста, которые как то легко пересекают границу в обе стороны. Это те, кто именно в России зарабатывают на жизнь. Есть даже те, кто покидает РФ по российскому паспорту, а вот в Украину въезжает как украинец. Первая мысль в голове: вот тебе и война! Вот тебе и единение нации! Файлы в моей голове в очередной раз перестали сходиться.
Об этом ли я читаю в украинской прессе и смотрю по украинским телеканалам? Уж не знаю отчего, но особой радости, граждане Украины после пересечения границы в районе Харькова не испытывал. Каждый был занят какой-то своей проблемой. Мой настрой "на поговорить" особо не поддерживали. И были похожи более на суровых сибирских мужиков, нежели на добродушных украинцев. Было видно, что едут ненадолго – максимум на неделю. И затем обратно – в Россию на заработки, ну или подальше от суровых будней и войны. Уже на обратном пути удалось пообщаться с парнем лет 23, который, будучи "во хмелю" разоткровенничался. Рассказал, что уезжает в РФ с целью получить российский паспорт. Мол, друзья-земляки из Мариуполя уже получили и обещали ему помочь. (И вновь в голове мысль: вот тебе и патриотизм!)
На границе больше всего не повезло опять же моему коллеге – режиссеру из Москвы. Именно его сняли с рейса и не пропустили в Украину. И это, несмотря на официальное приглашение от организаторов кинофестиваля. Он, правда, все же добрался до Мариуполя спустя день. Помог звонок коллеге в Харьков, который приехал и буквально поручился за россиянина.
Впрочем, давайте ближе к Мариуполю. О том, что этот город на краю линии соприкосновения начинаешь понимать километра за 3-4 до въезда в город. Блокпост, еще блокпост, и вот ты в Мариуполе…
На первый взгляд ничего не выдает факт того, что Мариуполь город прифронтовой. Красивый драматический театр радует своей архитектурой, а в местном парке культуры группа азартных старичков "забивают в козла", играют в шахматы и шашки. Кстати, такого в Москве уже давно не встретишь. А милые девушки, делают селфи. Ну а парочка маргинальных выпивох на лавочке окончательно дополняют мирный характер любого провинциального города.
Тем не менее, какая-то гнетущая атмосфера все же висит в воздухе. Ощущение изначально это трудно чем-то подтвердить, пока не видишь большой баннерный щит, в котором рассказывают, что год назад "Азов" освободил Мариуполь от захватчиков. А вот уже и сами бойцы полка, а в недавний прошлый батальон "Азов" встречаются, то тут-то там. Да и на самом кинофестивале именно "азовцы", а отнюдь не местные ценители кино искусства были основными зрителями.
Наслушавшись баек про "нацистов из Азова" тут же использую возможность выяснить все лично. И задаю главный вопрос одному из бойцов полка: "Есть ли у вас в "Азове" неонацисты?" Ответ обескураживает: "Так же, как и большинстве армий мира. У нас процентов десять исповедуют крайне правые убеждения". Однако, несмотря на этот факт в Мариуполе "азовцев" если не любят, то уважают. И тут таксисты главный источник информации. Один вообще весь был в восторге. Мол и вежливые и не пьют, и даже бычки в урну выбрасывают.
Второй таксист тоже подтвердил, что в принципе сейчас проблем с тем, что в городе много военных местные жители не испытывают. Хотя еще год назад, у него самого был инцидент с теми же "азовцами". Ему тогда боковое стекло у машины разбили и дуло автомата в лицо поставили. Однако, тут же дает случившемуся объяснение: тогда ждали со дня на день нападения сепаратистов. Поэтому все по закону военного времени. Сам, мол, был виноват – въехал во двор с включенными фарами. А еще по началу военные с оружием в руках, разгуливающие по супермаркетам, очень сильно пугали старушек. Теперь - народ привык. Деваться не куда – ведь всего в 20 км война.
Как ни странно, первым делом мне показали даже не Азовское море, а промышленную зону, при виде которой мне как-то сразу же захотелось назад – в Москву. Картинка, мягко скажу, удручает. Такого количества металлургических заводов, собранных в одном месте, я никогда не видел. Тем, более в моем сознании ну никак не могли соединиться такие два понятия как промышленная зона и красивейшее море.
Кстати, о море: порт опустел. Ни грузоперевозок – ни чего теперь нет. На одной части пляжа так же стоит блокпост, и как раз эта часть побережья, которая ближе к порту, заминирована. ( Мне, человеку мирному, даже такое словосочетание как "пляж заминирован" воспринять трудно, не то что бы это видеть), а так же заминированы все мосты, которые соединяют город, разделенный небольшой речкой.
Ну и немного о море: красивое оно, черть побери, очень красивое. И купаться в нем приятно, хотя еще до недавних пор именно по морю доносился до мариупольцев звуки артобстрелов из Широкино. По морю - то звук очень далеко разносится. И это как напоминание для местных жителей, что успокаиваться и расслабляться рано. И именно поэтому по всему городу, во дворах, краской от руки написана надпись "Бомбоубежище" и стрелочка, ведущая к подвалу. Ну а жители частного сектора даже не разбирают лежанки, подготовленные еще прошлым летом в погребах. И конечно, туристов вроде меня пугает обгоревший скелет УВД. А здание РОВД, обложенного мешками с песком, как-то еще больше заставляет втянуть голову в шею.
Тем не менее, жизнь продолжается: люди сидят в кафешках, загорают на море, и все-таки пробуют проводить кинофестиваль международного масштаба.
Теперь для меня Мариуполь – это город призрак, которого, по сути, не может быть. Но он есть. Город, в котором и война и мир существуют одновременно. А так же, огромный металлургический комплекс и в тоже время красивое Азовское море, которое манит в летний день своими ласковыми волнами.