Налог на здоровье
Не так давно в Министерстве финансов при участии замминистра Елены Макеевой обсуждался вопрос о введении НДС 20% на все изделия медицинского назначения. В данный момент действует НДС 7%. Аргументы для повышения – дополнительные 10 миллиардов гривен в бюджет ежегодно.
Все, кто занимается импортом изделий медицинского назначения, даже не возмущаются, а просто смеются.
Известный врач-репродуктолог, директор одной из клиник Валерий Зукин, спросил меня - играю ли я в шахматы? И привел простую аналогию: выигрывает тот, кто смотрит на несколько шагов вперед. Видимо наши чиновники максимум, чем могут играть, это пешками в "Чапаева". Почему?
На рынке Украины компании, занимающиеся медицинскими изделиями финансово нестабильны. Понятие склад – уничтожается вообще. Доктора прекрасно понимают, что существуют некоторые изделия, которые могут использоваться раз в несколько лет.
И порой, от их наличия на складе зависит жизнь человека. Мне, например, нет смысла вкладывать НДС при такой таможенной процедуре. Зачем замораживать средства в товар, который может продаться через пять - десять лет? Это безумие.
А теперь самое ужасное – при таком НДС ввозить это редкое оборудование не имеет смысла. Около 80% всех продаж моего оборудования идет в частные руки. То есть, доктора за собственные деньги покупают себе оборудование.
Им невыгодно покупать новое. Хирурги стараются находить подешевле - Б/У (бывшее в употреблении). К нам в сервисный центр приносят инструмент, который ни разу не разбирался.
Этот инструмент привезен с чьей-то запекшейся кровью внутри. Этот инструмент будут использовать на нас с вами, на наших родственниках и детях.
Аппараты, которые использовались без внутренних фильтров, нет гарантий, что без гепатитата и СПИДа.
Много частных коагуляторов, приехавших контрабандой, на удивление хирургов, вызывают колоссальные ожоги у пациентов.
А о том, что их необходимо калибровать, даже никто из врачей и не знает.
Теперь вы не застрахованы не только в государственной больнице. Но и в частной!
К сожалению, в нашей стране побеждают сиюминутные тактические аргументы: правительству необходимо прямо сейчас 10,4 млдр. гривен в бюджет 2016 года.
При этом проанализировать ситуацию стратегически никто даже не пытался. А все просто: необходимо только проанализировать потери государственного бюджета Украины от преждевременной смертности трудоспособного населения, потери бюджета от длительного и неэффективного лечения, сопутствующей инвалидности и потери трудоспособности…
По данным Global Burden of Disease Study 2010 (GBD 2010) опубликованной в журнале The Lancet (2012 Dec 13; 380), экономические потери в результате преждевременной смерти населения в экономически активном возрасте, в том числе вследствие болезней, могут составлять около 10% от ВВП страны, для страны с уровнем развития, как Украина.
В 2014 ВВП Украины составил около 99.358 млрд. дол. США, следовательно, вероятные потери в результате преждевременной смертности могут составлять около 9, 9 млрд. дол. США.
При этом никто не будет отрицать, что доступность современных медицинских технологий имеет прямое влияние на продолжительность жизни, которая в Японии составляет около 85 лет, при очень высокой интенсивности труда.
А что же у нас? Следует обратить внимание на данные по смертности на 1000 населения.
За Украиной по показателям смертности идут Лесото и Чад.
Устаревшее медицинское оборудование и технологии, из-за завышенного порога входа на рынок наряду с другими факторами вносят значительную лепту в преждевременную смертность населения Украины.
Менеджеры Минфина предлагают создать фонд, который будет аккумулировать собранный с фармацевтического рынка увеличенный до 20% НДС, и это в рамках процесса децентрализации власти и дерегуляции рынка, о которой в начале 2015 года, представляя программу деятельности правительства, заявил и задекларировал ее выполнение премьер-министр Арсения Яценюк.
А потом дяди и тети с умными лицами будут решать, кому и сколько выделить, и как должен "прогнуться" главный врач определенной больницы, чтобы ему повезло, и он был в ранге избранных, который получит финансирование.
Звучит, как насмешка, которая насквозь пронизана коррупционными возможностями.
И что интересно, участники встречи живо откликнулись на эту идею Минфина, и начали обсуждать детали, видимо в надежде выстроить правильные, отношения с новой "кормушкой", которая будет решать кому сколько.
Введение ставки 20% НДС на медицинские изделия, наряду с непризнанием испытаний, проведённых в Европейском Союзе для оценки соответствия (технических регламентов), создаст в Украине существенный и часто непреодолимый барьер для учреждений здравоохранения и ухудшит их оснащение современной медицинской техникой.
А также "вымоет" с рынка особенно редкую, специфическую, современную медицинскую технику, фактически не позволив отрасли развиваться.
При этом специалисты знают, что мы находимся на пороге эры без антибиотиков, так как резистентность патогенных микроорганизмов достигает 90%.
Таким образом, можно сделать заключение, что с такими результатами, это уже не система здравоохранения, а никак иначе как здравозахоронения.
Если задача в том, чтобы пенсионный возраст был равен средней продолжительности жизни по стране, тогда Кабмин предлагает правильное решение. Видимо, руководствуясь логикой, что коль у нас дефицит пенсионного фонда, то на всех не хватит, а следовательно, кто-то должен не дожить до пенсии.
Без существенных льгот для отрасли здравоохранения, без введения льготной ставки по НДС для фармацевтического рынка, без одностороннего признания Украиной результатов Европейской сертификации СЕ, без законодательного регулирование ввоза Б/У медицинского оборудования, медицинская отрасль будет оставаться экономической обузой для государства.