Бюджет для "чайников". Только у рабов его нет

151
22 січня 2016

Вы когда-нибудь задумывались, что у нашего общества отсутствует конструктивное внимание к главному финансовому процессу и документу страны?

Мы прекрасно знаем, сколько нужно "до получки". Мы спокойно берем кредиты. Чувствуем, не зная точных цифр, что "это" мы себе можем позволить, а вот "это" нет...

Вспомните, как вы учились контролировать свой семейный бюджет. Как копили на машину, жилье, обучение детей. Как искали на чем можно сэкономить, а где можно подзаработать.

Пора заняться тем же, только в рамках Украины!

У нас там те же простые вопросы. Сколько мы набрали долгов, на каких условиях, почему мы берем в долг, не попытавшись сократить затраты?

– Я в этом не разбираюсь! Пусть специалисты занимаются! – скажете вы.

Но мы 25 лет перекладывали ответственность на чиновников и депутатов, вот результат и на лицо. Мы не знаем основные показатели нашего бюджета. Мы не приучили власть публично планировать и отчитываться о его выполнении. Мы не связываем качество нашей жизни с параметрами бюджета. Единственное, что мы делаем хорошо в части бюджета, это идём на поводу у политиков.

"…Дерибасовскую вы уже проехали, но вы хотя бы сядьте туда лицом!" (ответ на вопрос в одесском трамвае)

Я не призываю всех осваивать макро и микроэкономику, и знать на всё ответы в части бюджета. Наша задача минимум – просто задавать правильные вопросы.

Какие у нас доходы?

С чего мы зарабатываем?

Как зарабатывать больше?

Сколько и на что мы тратим?

Почему мы много лет мы зарабатываем меньше, чем тратим?

Дальше необходимо углубляться в детали (статьи расходов) до тех пор, пока не возникнет устойчивое ощущение, что всё более-менее понятно.

Если бюджетом активно интересуются только топ-менеджмент страны, 450 избранников и десяток олигархов, то нет ничего удивительного в заложенных 24 миллионах на песенный конкурс.

Простой и логичный вопрос от бдительного общества: "Можно ли профинансировать конкурс после действительно важных расходов?" был задан только журналистом Мустафой Наемом.

Маркетинг рулит!

Кто-то из вас уже хочет сказать привычный тезис о том, что "один в поле не воин", и будет прав. Вот тут очень важно, чтобы идея – интересоваться бюджетом – была популярной в массах.

По законам маркетинга, если 10% населения будут интересовать примерно одни и те же вопросы – завтра выстроится очередь из политиков, желающих сделать целевой аудитории уникальное торговое предложение.

Политики наш инструмент управления страной, а не наоборот. Распространите эту мысль "среди жильцов нашего дома"!

Как отвлекают наше внимание?

Политики знают, что граждане в массе своей вообще не интересуются финансами страны, поэтому в бюджетный процесс и в сам документ заложены разного рода механизмы отвлечения внимания, чтобы меньше приходилось объяснять.

Ночной процесс. Для Украины стало нормой сокращение нормального периода для обсуждения и принятия качественного бюджета с нескольких месяцев до одной ночи.

Правда, это связано пока не так с попыткой скрыть что-то от граждан, как с борьбой за бюджет внутри самой власти.

Мы должны приучить политиков, прежде всего, обсуждать бюджет именно с обществом и в разумные сроки. У нас должно быть достаточно времени "возмутиться"!

Инфографика. Кроме принятых в финансовом секторе формата документов (таблиц, ведомостей) с кучей непонятных терминов, власть должна презентовать проект бюджета в интуитивно понятном виде, где можно разобраться простому человеку.

Расшифруйте туман. "Обслуговування та організаційне, інформаційно-аналітичне та матеріально-технічне забезпечення діяльності Кабінету Міністрів України - 225 млн грн". Что можно понять из этого определения статьи расходов?

У нас какая-то проблема в программе Excel выкладывать полную расшифровку?

Смешивание в сборную солянку формулировок затрат без расшифровки делает бюджет непрозрачным.

Всё ProZorro. Обычно, делегируя принятие решений о расходовании средств, устанавливается предохранитель в виде лимита операции.

Мы должны добиться от власти (даже в проекте бюджета) объяснять целесообразность расходов, например, все статьи свыше 1 млн грн. Нет смысла изучать целесообразность расходов уже после принятия бюджета. Пусть инициатор расходов подает аргументы целесообразности в публичном документе.

Предыдущий период. Если статья расходов регулярная и повторяется, то для адекватной оценки неплохо знать, как было в предыдущие периоды. Это, кроме всего прочего, позволит понимать, с кем мы не рассчитались по нашим долгам.

Теория относительности

Мы очень многое смогли бы улучшить, понимая не только абсолютные, но и относительные показатели.

Для анализа ряда статей не лишними будут относительные показатели: "грн на сотрудника", "грн на кв. метр" и т д.

Вот, какое-то цивильное министерство тратит де-факто 50 долларов на содержание квадратного метра своего здания, хотя в Киеве можно снять офис высокого класса в 2 раза дешевле.

Может целесообразно его переселить, а освободившееся здание сдать в аренду или продать?

Также общество должно заботиться и об условиях труда чиновников, и знать, сколько квадратных метров рабочего пространства приходится на одного сотрудника.

Священные коровы

Отдельное внимание люди должны уделять госпредприятиям, финансы которых очень часто не фигурируют в публичных документах вообще. Даже несмотря на то, что многие из них не получают напрямую деньги из бюджета, тем не менее это наша собственность, которая может использоваться оптимально, а может и нет.

Например, несмотря на традиционно платный вход, на "Мистецкий арсенал" выделяется 25 млн грн. Вполне вероятно, что эти расходы обоснованы, но по-хорошему, нужно увидеть бюджет предприятия.

Вечная тема тарифов монополистов на коммунальные услуги вызывает желание просмотреть насколько оптимален бюджет поставщика услуг.

Общественные активисты и ранее находили "икру" и представительские автомобили в "Нефтегазе Украины", следовательно, есть что изучить.

Отчет, отчет и ещё раз отчет

Мало запланировать хороший бюджет, нужно ещё и увидеть отчет о выполнении предыдущего (возможно, нескольких).

С одной стороны, это элемент политической ответственности. С другой, это позволит адекватнее планировать следующий бюджет.

Заложив нереальные, по выполнению, показатели доходов мы обрекаем часть статей на невыполнение, а правительство включает коррупционную машину ручного управления расходами.

Вы же не будете делать дорогую покупку, не понимая как оплатить остальные расходы семьи? Привычка отчитываться будет удалять из политики популистов.

Начать и кончить

Все, к чему я призываю, не означает, что нам резко надо все бросить и зарыться в кучу информации.

Нужно просто начать вырабатывать привычку спрашивать, интересоваться.

Мой призыв также ни в коей мере не направлен на профанацию бюджетного процесса. Специалисты, как и раньше, пусть занимаются своим делом, но вот общество в массе должно перейти на следующую ступень бдительности в вопросах финансов страны.

Это наши деньги, наша собственность и, мы, не только имеем право, но и, в некотором смысле, обязанность регулярно спрашивать: "А почему, собственно?".

Мы должны научиться интересоваться, читать, подвергать сомнению логику "бюджетотворцов", спрашивать – "а где результат предыдущих лет?".

Поверьте в чуткость политиков к социологии – реакция последует незамедлительно.

Если после этих слов, вам захотелось почитать Госбюджет, знайте, вы на верном пути.

Уверен, если планировать бюджет так, как это делают в эффективных компаниях, то окажется, что у нас свои средства есть на все – и на нормальные зарплаты чиновникам, и на реформы и на достойную жизнь.

Еще одна идея, которая возникла у меня после прочтения бюджета, - это необходимость хотя бы в виде факультатива давать школьникам основы финансовой грамотности.

В перспективе нескольких лет и десятилетий такая образовательная инициатива могла бы принести колоссальную социальную пользу.

powered by lun.ua