Украинский streetwear расправил крылья

1503
21 лютого 2016

Сейчас, наверное, любой киевлянин, открыв свой шкаф с одеждой, без проблем найдет там вещь с биркой Made in Ukraine.

Еще несколько лет назад такое сложно было себе представить. Серьёзная девальвация и патриотический запрос украинцев позволили появиться огромному количеству украинских брендов одежды, которые уже сейчас заменяют европейские и даже китайские аналоги.

Уточню, что сейчас говорю не про дорогую одежду от дизайнеров, которая существует уже довольно давно, а про streetwear: уличную, повседневную моду.

Семь лет назад мой лучший друг начал свой бизнес по производству рюкзаков для переноса детей.

Тогда производить такой товар в Украине ему даже не приходило в голову: весь технологический процесс проходил в Китае, а он получал уже готовый и упакованный товар в Киеве.

Такой подход имел множество минусов: сложность/дороговизна контроля качества и необходимость больших вложений (китайцы брались за заказ от нескольких тысяч единиц), любой брак превращался в головную боль и лишние затраты.

Поэтому в какой-то момент было принято решение переносить производство в Украину, где цена работы была хоть и выше, но можно было контролировать весь процесс самостоятельно и оперативно исправлять ошибки.

После роста доллара оказалось, что это решение не только позитивно отразилось на качестве его продукции, но и на его цене: шить в Украине стало выгоднее, чем в Китае.

За 2014-2015 год в Украине появилось не меньше 100 локальных брендов. Большинство из них пока только начинают искать своего клиента и не могут предложить широкий ассортимент выпускаемой продукции.

Те бренды, которые появились раньше, смогли уже существенно укрепить свои позиции и перейти на массовый рынок. MastHave, Staff и Hey Day открыли монобрендовые магазины, Syndicate участвует в культовой, для мужской моды, выставке Pitti Uomo (Флоренция) и создает коллаборации с известными дизайнерами.

Появилась сеть мультибрендовых магазинов UA MADE, которые предлагают покупателям одежду только украинских производителей. Показательно, что их первый магазин открылся в центральном ТЦ Киева, вместо NIKE.

Но главным достижением украинского легпрома стала его массовость: уже не осталось магазинов streetwear одежды, которые бы не продавали бренды из Киева, Львова или Днепропетровска.

Мне все чаще пишут продавцы, которые раньше работали только с Китаем или Европой, но сейчас частично или полностью переходят на украинские бренды.

К тому же сейчас уже появился выбор: есть марки с доступной ценовой политикой, которые зарабатывают на обороте (например, Ястребь), а есть бренды, которые ориентируются на дорогие материалы, уникальный крой и новые технологии (Riotdivision).

Популяризировать украинские бренды помогают и звезды: в PR сотрудничествах замечены Педан для Фолк Мода, Ярмак для Staff и Михалок (экс Ляпис Трубецкий, сейчас Brutto) для Syndicate. Bandit засветился в новом клипе Green Gray, Chapaev Street создают свитшоты для футбольного клуба "Динамо" Киев, а бренд Hard Kyiv стал первым из числа производителей streetwear, который выступил в качестве титульного партнера околофутбольного коллектива столичного ЦСКА.

Многие украинские бренды только начинают расправлять плечи. Не все останутся после бума производства последних лет, но первый шаг уже сделан. Предвзятость клиента к украинскому легпрому пропала, и она переросла сначала в неподдельный интерес, а теперь и в заинтересованность.

Тренд патриотизма в украинской моде пошел на спад. Потому главное переступить этап с печатью герба на футболке и начать предлагать актуальные идеи, на которые будет свой спрос.

Уже сейчас покупатель хочет особенный крой, качественные материалы и собственные фишки. Эра безальтернативных меланжевых свитшотов и базовых футболок уже в прошлом. Это естественный отбор, который отсеет людей не готовых вкладывать в производство больше идей и финансовых ресурсов.

Рынок производства одежды только заполняется и поэтому на нем много случайных игроков. Иметь свой бренд одежды сейчас так же модно, как когда-то быть фотографом или диджеем.

Через два-три года 70% брендов исчезнет, но остальные смогут достойно заменить в умах покупателей заграничные марки и возможно даже конкурировать сними не только в Украине, но и Европе.

Тренд на патриотизм прошел, но он разрушил миф, о том, что одеться можно только в заграничное. Украинцы все чаще покупают одежду и обувь MADE IN UKRAINE и осознают, что зачастую она не хуже европейских или американских аналогов.

Кто знает, может через пару лет H&M, который решит открыться в Киеве, будет уже не так и актуален.

powered by lun.ua