Культура стыда и инвалидация общества с пеленок
В прошлом году, на первом в моей жизни обучающем курсе по психотерапии с ведущими-иностранцами, я обратила внимание на манеру преподавания, которая существенно отличалась от той, с которой мы здесь все регулярно встречаемся.
Первое, что казалось диким и неправильным – это то, что ведущие говорили участникам семинара о том, что у нас получается. Отмечали успехи.
– Слушай, вот это было круто, – говорили они.
– Вот тут у тебя здорово получилось.
– Мне очень понравилось, как ты это сделал.
Такой способ вызвал у участников много тревоги. Под конец один не выдержал, и таки выдал ведущему текст примерно следующего содержания:
– Почему ты все время говоришь, что у нас получилось хорошо? Я тебе не верю! Скажи, что мы делаем плохо, это будет по-честному.
По правде сказать, я к тому моменту тоже начала напрягаться, – не может же быть все хорошо. Ну не может!
Ведущий же, в свою очередь, по-настоящему растерялся, ушел думать и вернулся после перерыва с объяснениями, почему он так работает, что работать иначе он не умеет, что он так не только преподает, но и воспитывает своих детей. Было видно, что он очень удивлен.
Второе, что бросалось в глаза, хоть и не так резко, это манера ведущих говорить о трудностях, сопровождающих процесс обучения.
– Это нормально, если вам кажется, что у вас не получается, – говорили они.
– Мне тоже было трудно в самом начале.
– Это действительно непростой навык.
Все эти нетипичные способы разговаривать со студентами мне пришлось долго "переваривать".
Спустя год, после начала второго обучающего курса в Центре Интуитивного Питания "IntuEat", я стала догадываться о некой культурной разнице между нами, которая, кроме всего прочего, заключается в глубоко укорененном способе обучать/воспитывать через стыжение.
И речь не только об обучении в образовательных заведениях, речь о более глубоком процессе, который начинается внутри семьи и не прекращается, похоже, никогда. По крайней мере, если не уделять этому внимание сознательно.
В диалектической поведенческой терапии есть понятие invalidation – это способ воспитания, при котором реальные чувства и потребности ребенка игнорируются, называются стыдными, лишними, ненужными.
Когда ребенок хронически получает послание:
– Ты не имеешь права этого хотеть.
– Ты не можешь злиться.
– То, что ты сейчас испытываешь – неправильно и не должно происходить.
Иногда, кажется, что этим пропитан воздух. Если быть внимательным к процессам, оказывается, мы продолжаем жить в инвалидирующем окружении.
Уставшая, отчаявшаяся и обозленная на все мама младенца слышит:
– Ну, что ты? Он же маленький. На него нельзя злиться.
Ребенок, приходящий в поликлинику на осмотр к стоматологу, слышит:
– Это совсем не больно, не выдумывай.
Взрослый, испытывающий трудности в отношениях партнером, и пытающийся поделиться этим с кем-то близким, легко может услышать:
– Да, ну встань на его место. Его можно понять.
В чем проблема инвалидации?
В том, что человек, со своей растерянностью, злостью, непониманием, страхом игнорируется.
Сообщение, которое он получает, продолжает оставаться все тем же:
– Это совершенно неважно, что ты чувствуешь. Чувствовать это стыдно. Прекрати немедленно.
Не знаю, есть ли что-то более запутывающего понимание себя и других людей, чем инвалидация.
И что-то, настолько мешающее жить.
При неблагоприятном раскладе хроническая инвалидация приводит к очень сильной внутренней спутанности, и формированию пограничного расстройства личности. При благоприятном (если это можно так назвать) – человек просто живет, мучаясь вопросами про свою "нормальность", "адекватность" и "правильность". Особенно, когда он делает или чувствует что-то, что не принимается, или не принималось раньше, его окружением.
И да, валидация, в моем понимании, является основной питающей силой в психотерапии и близких отношениях. В ситуации хронического дефицита, нет ничего более ценного, чем быть услышанным и услышать в ответ что-то вроде:
– Твои переживания нормальны.
– Я могу тебя понять.
– Конечно, тебе страшно.
– Могу только представить себе, как это неприятно.
Иногда и этого оказывается достаточно.
Ольга Сушко, психолог Центра Интуитивного Питания "IntuEat", соучредитель Ассоциации врачей и психологов "Расстройства пищевого поведения: терапия и превенция"