Тест

5 причин, почему систему образования не изменят поднятые зарплаты учителей

Многие годы мы все кормились тезисами о том, что "надо поднять учителям зарплату", и вот наконец-то это счастье приближается вместе с грядущими выборами.

Новости пестрят слухами о поднятии педагогам зарплаты до 9000 грн.

[L]Мне это напоминает ситуацию с реформой полиции. Зарплату подняли всем, но работать лучше, по сути, стала только патрульная полиция – потому что кроме зарплаты изменилась система отбора и подготовки, а также базовый фундамент ценностей.

Остальные службы не могут похвастаться большим прогрессом, хотя зарабатывают они уже прилично больше, чем раньше. В несколько раз.

Фурор от повышения зарплаты был краткосрочен, и уже после нескольких месяцев, ее снова всем стало не хватать.

Это же произойдет и в образовании, если не выучить уроков реформы полиции.

Не согласиться с тем, что педагоги скромно зарабатывают, что престиж профессии важно поднять вместе с зарплатой и что отчасти бедственное положение системы образования объясняется низкими зарплатами учителей трудно.

Несмотря на то, что на поверхности все дело в деньгах, их прибавление явно не решит большинства проблем. В основном проблемы эти нефинансового характера. "У нас не денег не хватает. У нас мозгов нет", – кот Матроскин.

Попробую обозначить ряд проблем, которые видела в школе – как своей собственной, так и сына, который после 3-х лет обучения в государственной школе был переведен на домашнюю форму обучения.

Заранее попрошу прощения за обобщение – учителя бывают разные, и этот текст относится не ко всем.

И мой ребенок, прочитав эту колонку, возразил, что я описываю очень крайнюю ситуацию, но подтвердил, что со всем этим он таки сталкивался в общеобразовательной черниговской школе, когда в нее ходил.

[INFOCARD]

Один из самых важных элементов – создать новую систему отбора, внутренние фильтры и качественно иную систему оценки работы педагога.

Без новых параметров для входа в систему мы будем постоянно упираться в дефицит кадров в общем, в дефицит молодых кадров в частности, и в конфликты поколений по возрасту вместо конфликтов по уровню и качеству преподавания.

Новое качество лидерства в образовании также является ключевым параметром успеха. Ведь от директоров и завучей зависит как состав педколлектива так и внутренняя культура.

Школа – диктатура или пространство для творчества, тоже во многом зависит от руководства.

Привлекает ли она учителей-тюремщиков или экспериментирующих ботаников тоже во многом зависит от качества лидерства. Но его нельзя просто купить, его надо вырастить и отобрать. И поддерживать.

Новым лидерам современной школы в первую очередь нужна поддержка со всех сторон. Зарплата тоже нужна, но поддержка родителей и коллег на первом месте.

А от родителей и самих учеников во многом будет зависеть то, какой дорогой пойдет очень детальная и хорошо прописанная концепция новой украинской школы.

От их осведомленности, поддержки, требований и вопросов – от нежного ускорения и жесткого давления зависит будет ли это просто хорошим документом или сдвинется ли украинское образование с мертвой точки.

Анастасия Леухина, соосновательница "Освітнього експерименту"