"Дайте ребенку доиграть!", или Еще раз о роли игры в образовании

3512
17 січня 2018

Существует множество определений того, чем является игра.

Нет смысла их приводить в коротком материале.

С моей точки зрения наибольший простор для осмысления роли игры в развитии дает определение выдающегося психолога, профессора Льва Сергеевича Рубинштейна:

"Игра человека – порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменят мир. Суть человеческой игры – в способности, отображая, изменять мир".

В этой цитате заложено понимание масштабов будущей деятельности человека в зависимости от качества игр, в которые он играл и "играет".

Имеет значение все: содержание игр, условия для игр, роль и степень участия взрослого в играх, развитие субъектности и объектности в игре, способность отрефлексировать процесс и результат игры.

В разном возрасте игры выполняют разную роль в развитии ребенка. От способа познания мира, выработки и закрепления социальной роли или сценария действий – до моделирования собственного понимания того, как устроен окружающий мир.

Опять же – анализ феномена игры на каждом этапе развития и взросления ребенка – предмет серьезного академического исследования.

О роли игры в образовании уже много говорилось. Я же, без претензий на экспертность, хочу поделиться собственным восприятием игры и опытом использования игр в контексте развития.

ДАЙТЕ РЕБЕНКУ ДОИГРАТЬ ДО КОНЦА

Прежде всего, убежден в следующем: в любом возрасте необходимо быть внимательным к игре, в которую играет ребенок. Это важнейшая часть детской жизни, в которой формируется гармоничная личность.

Прерванные игры, недостаток времени на любимые игры, неуважительное отношение к игре со стороны взрослого – причина серьезных психологических травм, с последствиями которых взрослый живет всю жизнь.

Терапия может быть построена, в том числе, и на том, чтобы в зрелом возрасте человек "доиграл" недоигранные в детстве игры.

Чувство самодостаточности, любопытство как движущий фактор развития, самоуважение, основанное на собственной рефлексии в рамках игры, чувство успешности – это тот минимум качеств, который формируется в ходе игр.

В свете современных тенденций, связанных с "обучением длиной в жизнь", особенно важным становится то, что в игре формируется комфортная для ребенка обучающая среда. А значит, формируются устойчивые привычки к любопытству и, как следствие, к познанию.

Дети в большинстве случаев, доигрывая игры до конца, выстраивают свои сценарии жизни и стратегии достижения результата.

Как вы думаете, каким вырастет ребенок, который постоянно слышит о том, что необходимо прервать игру ради призрачных "более важных" дел?

Сможет ли в такой ситуации ребенок положиться на свой субъективный опыт в оценке окружающей действительности?

Другими словами, будет ли он уверен в себе и своих силах?

Доигранный в игровом мире сценарий становится ресурсным опытом для действий в реальной жизни. Успех в игре формирует соответствующую самооценку.

Успех в игре формирует соответствующую самооценку. Фото MKucova/Depositphotos

Важны как индивидуальные игры, так и групповые, игры со взрослыми, с ровесниками, в разновозрастных группах.

Что важно – быть настоящим партнером в игре с ребенком, уважающим его право на свой сценарий. Взрослое "не так" – разрушает мир, в котором ребенок является ключевой фигурой. Образ Героя-ребенка рассыпается в прах перед категоричностью реального взрослого.

Именно в игре ребенок делает первые шаги к инициации, проигрывая сценарий подвига в игровом мире.

Если мы позволим ему сыграть свою игру, поддержав в собственных решениях, тем самым мы укрепим его в способности справляться со сложными ситуациями.

К сожалению, часто мы сталкиваемся с тем, что чем взрослее ребенок, тем меньше у взрослого открыт доступ к его играм. Причины этого не менее сложны, чем сам феномен игры.

Пусть это будет открытым вопросом – почему нас перестают пускать в свои миры наши дети. Но, и это не должно стать причиной неуважения к игровому пространству ребенка. Давайте попробуем не мешать.

И, если удается, – обсудить процесс и результаты игры. При этом, избегая роли эксперта по "взрослой жизни".

Увы! В существующем мире темпы изменений настолько велики, что наш опыт, во многом, оказывается для детей бесполезным, а то и вредным.

Но, будет ценным, если ребенок в разговоре со взрослым, научится проговаривать то, что стало важным для него в процессе и в результатах игры.

"Я ТАК ДЕЙСТВОВАЛ В ДЕТСТВЕ, Я ТАК ЖЕ ДЕЙСТВУЮ И СЕЙЧАС"

Мы активно используем разные типы игр и в обучении взрослых.

Особенно – в тренингах развития социальных навыков и тренингах, направленных на анализ и изменение организационной культуры.

Каждый раз получаю истинное наслаждение, наблюдая за тем, как непосредственно играют взрослые. Их детский опыт является несомненным ресурсом во взрослых играх. Вопрос в том, готовы ли они его воспринимать.

Значимой становится рефлексия в отношении выбранных сценариев действия в игре, в том числе, отталкиваясь и от детского опыта. "Я так действовал в детстве, я так же действую и сейчас". А жизнь меняется постоянно!

Хорошо организованная игра, по-прежнему остается местом трансформации. Как для ребенка, так и для взрослого.

Наш опыт показывает, что качественная психодинамическая игра и игровая рефлексия становятся хорошим триггером изменений в таких сложных вопросах, как убеждения или организационная культура.

В тоже время, игра это всего лишь часть процесса образования. Обучение и развитие невозможны без активного познания действительности.

Игра может стать одним из инструментов формирования "модели мира", но проверять модель ребенок должен через взаимодействие с реальной жизнью.

В месте пересечения игрового и реального опыта образуются новые миры, традиции, культура.

Игровой процесс становится зоной творческого переосмысления действительности.

Решения, найденные в игре, влияют на реальный мир. На этот феномен обратил внимание Л.С. Выготский. Ребенок в игре действует "от мысли", создавая "воображаемую реальность". Эта реальность становится основой созидания в реальной жизни.

Отсюда возникает открытый вопрос для взрослых – в какие игры должны играть дети, чтобы их реальный мир был построен на ценностях любви, веры, взаимного уважения и доверия?

И какова роль взрослого в создании безопасного и продуктивного пространства для таких игр?

Это касается и мира онлайн-игр.

Одним из "горячих" вопросов в родительской среде является то, как реагировать на повальную увлеченность детей онлайн-играми. Их нельзя отменить, но можно попытаться понять, что компьютерные игры привносят в реальность.

Кстати, в опыте лагеря "ЭкстреМал" то, возвращаются ли дети к играм в своих девайсах или нет, является показателем качества процесса в лагере.

Если детворе интересна деятельность в реальной жизни, они забывают о виртуальных играх.

В "Guide to preparing play strategies, Greater London Authority", среди типов игр упоминается "глубокая игра" (Deep play). Это формат, позволяющий ребенку пережить опасный или принципиально новый опыт и обрести навык развития через преодоления страха.

Подобные игры, в эмоциональной сфере, дают почувствовать вкус реальной жизни.

Можно мастерски играть в Warcraft, но достаточно ребенку оказаться на скалах, или в ночном лесу в горах, чтобы понять, – эти миры разные.

Синтетический вкус онлайн реальности теряется на фоне ярких переживаний реальных приключений в природной среде.

Есть один аспект на который стоит обратить внимание – конкуренция в играх.

У нас столько говорят о том, что конкуренция в играх "хороший мотиватор", что мне часто приходится обращать внимание на другой аспект конкурентных игр.

Группа американского психолога турецкого происхождения Музафера Шерифа доказала, что соперничество, сформированное конкуренцией, порождает агрессивное поведение.

 "если намеренно сталкивать интересы общностей, члены одной группы начнут испытывать враждебность по отношению к противникам, вне зависимости от их личностных характеристик и предпочтений"

"…конфликт между группами обусловлен не самим фактом их существования, но вынужденным соперничеством, которое, в свою очередь, порождает агрессивное поведение и способствует формированию негативного образа "врага".

Мы часто забываем о том, что стратегии развития кроются не в конкуренции, а в объединении усилий – кооперации.

В этом кроется один из "секретов" скандинавского образования. Они убрали все проявления конкуренции в процессе обучения.

Тем самым добились, как минимум, двух вещей: сделали зону обучения психологически безопасной для ребенка и способствовали формированию общественного феномена "мы" взамен концепции "элитарности" избранных.

Нам нужно учиться не конкурировать, а сотрудничать – в этом единственный путь сохранения человеческой цивилизации!

И это, в очередной раз обращает нас к вопросу: в какие игры должны играть дети, что бы все мы жили в безопасном и комфортном сообществе активных граждан?

Сергей Чумаченко, соучредитель, бизнес-тренер в Team Expert, специально для УП.Жизнь

powered by lun.ua