10 принципов, на которых должна строиться реформа высшего образования в Украине

2363
16 квітня 2018

Трижды постучу по дереву, но, похоже, в сфере университетской реформы назревают интересные события.

Я уже высказывал свой скепсис по поводу инициативы министра образования и науки Лилии Гриневич, предложившей написать новый закон "О высшем образовании".

В своей предыдущей колонке я предположил, что МОН максимально "засушит тему" очередными косметическими правками; писал о том, что призыв министра к академическому сообществу поучаствовать в разработке реформы заведет нас в тупик, поскольку в университетской среде практически нет агентов перемен, заинтересованных в капитальной перестройке системы. И о том, что разрабатывать реформу должно гражданское общество при поддержке иностранных институций.

Похоже, в сфере университетской реформы назревают интересные события.
Фото SergPoznanskiy/Depositphotos

Так вот, обнадеживающая новость на сегодня заключается в том, что шанс на радикальное изменение системы все-таки появился!

И возник он именно потому, что инициативу реформы начали активно перехватывать общественные организации, люди, которые находятся, в основном, вне системы высшего образования, но заинтересованы ее изменить, видя в этом двигатель развития общества на многие годы вперед.

За последнее время мне довелось в качестве эксперта принять участие в двух независимых друг от друга проектах, нацеленных на внедрение большой реформы высшей школы.

Один из них – стратегическая визионерская разработка общественного движения "Нова країна" (Валерий Пекарь).

Второй – дорожная карта "Содействие реформам в высшем образовании Украины с точки зрения развития академической добропорядочности" (Сергей Квит).

Оба исследования прямо или косвенно поддерживаются иностранными грантами или экспертами и, безусловно, нацелены на европеизацию нашей высшей школы.

Оба проекта близки по своей идеологии и подходам к реформе, и я уверен, что их разумный "микс" позволит наработать тот прорывной законопроект, который, наконец, выведет университетское образование и науку из многолетнего застоя.

Для обоих проектов я делился своим видением того, какой должна быть университетская реформа.

Это видение складывалось у меня на протяжении многих лет и является результатом разнообразного жизненного опыта: сначала опыта бизнесмена, работодателя и заказчика образования, позже - непосредственного "производителя" квалифицированных кадров (имею в виду работу на должностях директора колледжа и ректора университета), и наконец, опыта человека, инициировавшего ряд независимых образовательных проектов.

Вкратце обозначу некоторые важные тезисы, и если прошлая публикация была о целях и задачах реформы, то эта – о ее конкретных инструментах.

Как я уже говорил, самое важное, на чем нам нужно сосредоточиться, – это коренная смена парадигмы высшего образования. Нам важно окончательно отказаться от наследия советской патерналистской, тоталитарной модели и перейти к современной европейской демократической системе.

Что для этого нужно сделать?

Хочу еще раз подчеркнуть, что реформа высшего образования – это инструмент развития человека и общества в целом.

Поэтому в центре внимания реформы должно быть формирование свободно мыслящей личности, а сверхзадачей – максимальное раскрытие таланта человека и его творческого потенциала.

Все остальное – инструменты для достижения этой цели.

Не сомневаюсь, что многие из перечисленных пунктов вызовут и возражения, и раздражение, и бурные дискуссии. И это хорошо. Нам важно держать эту тему в поле зрения, и чем больше мы будем говорить об этом, тем меньше шансов, что важную реформу по-тихому разработают и проведут те, кто преследует цели, далекие от общественного интереса.

Эдуард Рубин, сооснователь Харьковского ИТ-кластера, инициатор ряда независимых образовательных проектов, специально для УП.Жизнь

powered by lun.ua