Музыка лечит
Однажды, перечитывая почту, я случайно наткнулся на письмо воспитателя из Минска.
Женщина писала, что мальчик, который не слышит, играл с телефоном и случайно услышал мою музыку. Через несколько минут подбежал к ней, показал на телефон, потом на ушки — он слышал.
Письмо было короткое, но врезалось мне в память на долгие годы. Кажется, именно в тот момент я понял, что все делаю правильно и что музыка может не только воодушевлять и успокаивать, она может лечить.
Еще 6 лет назад я был полностью в работе — концерты, выступления, деловые встречи.
К своему стыду, я не задумывался над проблемой детей с особенными потребностями в Украине.
Так часто бывает. Из-за собственного сумасшедшего ритма жизни тебе некогда остановится и осмотреться вокруг.
Все поменялось после выхода моего альбома "Сказка" в 2013 году. Через пару дней мне стали приходить предложения от организаций, которые занимаются особенными детьми. Сказали, что моя музыка действует на них умиротворяющее и успокаивающе.
Помню два чувства в тот период — радость и страх.
Радость, потому что я и мое творчество физически помогает детям. Это окрыляет, я был воодушевлен настолько, что уже в 2014 году мы с одним из благотворительных фондов организовали первый концентр для деток.
А страх, потому что я не имел ни малейшего понятия, как мне взаимодействовать с такими детьми.
Радость и страх — мои чувства на первом выступлении.
Во Дворце пионеров собралось около 800 семей — это очень много.
800 пар глаз, которые смотрят на тебя и верят в тебя, которых ты боишься подвести. Страх, что вдруг что-то пойдет не так, что детям не понравится.
Меня сразу предупредили, что выступать стоит не более 20 минут — детям тяжело длительное время сосредотачивать внимание. Кроме того, их лучше не перегружать чем-то одним.
Я вышел в зал, посмотрел на детей… и все — душевный переворот.
Страх улетучился, я сел и начать играть. Это было одно из самых эмоциональных моих выступлений — дети и смеялись, и плакали.
Вместо положенных 20 минут концерт длился полтора часа. Полтора часа я получал сумасшедшуюдобрую, светлую энергиюзала и отдавал все, что мог, взамен.
Мы после общались с детьми, хотелось узнать, что чувствовала и видела маленькая аудитория, когда играла определенная композиция.
Очень часто их восприятие, картинки, которые они рисовали у себя в голове, совпадали с тем, что я хотел передать своей музыкой.
Для меня музыка — синоним к слову "любовь".
Музыка – не только международный язык, музыка способна творить магию. Музыка лечит, успокаивает и помогает не только детям, но и взрослым, принять себя, стать сильнее и справится со своими проблемами.
Ведь все начинается с головы — неумение простить человека, отпустить обиду, принять себя и окружающих. Это неумение наносит нам вред.
Это очень тонкий вопрос, к нему нужно подходить аккуратно. Попытаюсь сейчас объяснить.
В семье появляется ребенок с особенными потребностями. Но родители часто не готовы к этому, и начинают задавать себе вопрос: почему с моим ребенком это случилось?
Нельзя себя терзать, от этого становится только хуже. Нужно принять ситуацию и научится находить к ней правильный подход. Один из методов принятия, ключ к внутренней гармонии — это музыка.
Советую людям, которые испытывают негативные эмоции, слушать инструментальную музыку. Любую. Вы можете не верить в музыкальную магию, но, попробовав раз, не пожалеете.
На сегодня, несмотря на все бюрократические сложности, с которыми я столкнулся, мы с благотворительными организациями провели в Киеве четыре концентра для детей с особенными потребностями.
Надеюсь, уже осенью мы сможем организовать благотворительные выступления в Одессе, Львове, Харькове, Днепре и Запорожье. Очень хотелось бы давать благотворительные выступления в города-миллионниках. Но я понимаю, что на данном этапе этого мало.
Еще Советским союзом нам навязано скрывать, не видеть людей, в том числе и детей, с инвалидностью.
Я бы хотел призывать общество не игнорировать проблемы, а принимать их ирешать их по мере своих возможностей.
Очень хочу, чтобы в учреждениях для особенных детей внедрили инструментальную или классическую музыку. Говорю не только за себя или свои композиции — в мире много прекрасной классической музыки.
Это помогает, успокаивает, даже развивает. Я верю в нашу страну и надеюсь, что это перспектива ближайших 10 лет.
Конечно, я могу начать сетовать на государство, но негодовать и спрашивать "почему" может каждый, у меня задача другая.
Я пытаюсь по мере моих сил сделать свой максимум для детей с особенными потребностями. То же делает и один из фондов, с которым мы работаем.
В Киеве запускают прекрасную инициативу — весь персонал в торговых центрах будут обучать обращаться с детьми с аутизмом.
Позже будут обучать персонал ресторанов и кафе. Пока это инициатива будет проводиться на городском уровне, но позже, надеюсь, процесс распространится и дальше.
Однажды после выступления ко мне подошел мальчишка лет 10 и попросил научить его играть на пианино.
Я в душе занервничал, но как можно было отказать. После нескольких попыток у него получилось сыграть так, как не каждый взрослый сможет.
Тогда я понял, что ни в коем случае нельзя бояться и делать, даже если страшно, даже если не получится. Нужно делать.
Евгений Хмара, украинский композитор, пианист-виртуоз, обладатель Голливудской премии импровизаторов и статуса Yamaha Artist, для УП.Жизнь
З музикою в серці. Як дівчинка з аутизмом підкорила віолончель
Особливий в школі. Як мама дитини з аутизмом відстояла право сина на навчання