Как стать IT-патриотом и развивать IT-сектор в своем городе

Как стать IT-патриотом и развивать IT-сектор в своем городе

Украинские IT-специалисты – а это более 170 000 высококвалифицированных инженеров – нарасхват по всему миру.

Украина является европейским лидером в ИТ-аутсорсинге, который в 2018 принес в бюджет страны около $4 млрд – вдвое больше, чем в 2017, и вышел на второе место в экспорте услуг из Украины.

Абсурдность ситуации в том, что развиваются в направлении технологий всего четыре основных областных центра: Киев, Львов, Харьков и Одесса.

Конечно, традиционное техническое образование есть в любом вузе. Однако оно не предоставляет необходимых для работы практических навыков, как технических, так и софт скилз.

К тому же, такой вариант далеко не всегда подходит тем, кто хочет сменить профессию и в силу разных причин не может потратить 4-5 лет на университет.

IT-школы, которые предлагают специализированные курсы и обеспечивают новой специальностью, сосредоточены все в тех же четырех городах.

Получить качественное образование в сфере IT в любом городе невозможно.

Иначе обстоит дело с потребностями IT-компаний в сотрудниках в регионах. Эту особенность заметила шведско-украинская IT-компания, и приняла решение создать сеть IT-академий – неприбыльную организацию для обучения всех желающих реализовать потенциал в сфере IT в своем городе.

Основной принцип организации – социальное предпринимательство. Это значит, что польза общества ставится выше выгоды отдельной личности.

Социальные предприниматели, решая определенную проблему, используют либо всю прибыль либо её процент. Поэтому целью организации стало - изменение экономического и социального уровня жизни граждан в Украине при помощи развития среднего класса, путем предоставления учебы и работы в небольших городах.

Началось все с поддержки переселенцев, людей с инвалидностью, желания установить гендерное равенство в ИТ-сфере.

В приоритете всегда были воины АТО и будущие социальные предприниматели (те, кто предлагают в ходе обучение социально значимые проекты).

Первая Академия появилась в 2014 в Полтаве. С того момента, благодаря развитию IT-школы и построению вокруг нее технологичного сообщества, IT-сектор в регионе вырос в 3-4 раза, в каждой ИТ-компании Полтавы работают выпускники школы.

Сегодня активно развивают в направлении IT свои города студенты Винницы, Краматорска, Мариуполя, Тернополя и другие (всего 13 городов).

Школа помогла начать карьеру в IT бывшему сотруднику McDonald's, инженеру-геофизику и режиссеру.

Выпускник из Полтавы, ветеран АТО/ООС, Олекса Коба, начал собственный проект и занимается обучением своих побратимов.

В результате развития школ в регионах мы разработали аналитическую модель, которая позволяет активным гражданам города инициировать развитие IT-сообщества в своем регионе.

Подходит она для всех, кто хотел бы развиваться в IT-секторе, и состоит из 4-х простых шагов.

1. Competences. Выберите направление, в котором будете развиваться

Каждый человек способен освоить практически любую профессию. Вопрос в том, стоит ли это приложенных усилий и выйдет ли потом из этого хороший результат.

Чтобы не разочароваться и не потерять мотивацию еще на этапе обучения или не оказаться в итоге "вечным начинающим и подающим надежды", нужно провести предварительный анализ:

  • изучить требования к интересующей профессии и карьерному росту в выбранном направлении;
  • желательно пообщаться с опытными специалистами
  • сопоставить это со своими возможностями – личностными качествами, глубиной заинтересованности и наличием хотя бы базовых знаний (если таковые необходимы).

И только после этого делать окончательный выбор.

[BANNER1]

2. Customers. Изучите локальный бизнес и госсектор

Если вы уже определились, в каком направлении хотите развиваться, следует внимательно изучить своих будущих клиентов.

Чтобы определить, какое именно направление IT-услуг или какой продукт потенциально будет востребованным, а значит и наиболее перспективным с точки зрения заработка, необходимо изучить компании, которые есть на местном рынке, перспективы развития своего региона.

Конкурентность в любом бизнесе все больше зависит от технологий. Те, кто работают с западными компаниями, уже давно это поняли.

На региональном уровне процесс идет медленнее, но Украина все равно к этому идет. Поэтому важно разобраться еще в начале пути, что будет востребованным, а что – нет.

Проанализировать, какие бизнес и госкомпании работают в вашем регионе, разобраться, какие инновации могут быть для них полезны – и вы сможете четко понять, какую специализацию выбрать.

Развивая IT-сообщества, мы столкнулись с ситуацией, в которой не все представители бизнеса понимают роль инноваций для развития их дела.

Часто приходится самим активно создавать спрос на услугу или продукт. Для этого нужно развивать так называемые soft skills – навыки эффективного взаимодействия с людьми, и изучить особенности предпринимательства в сфере IT.

Важно проводить встречи с представителями бизнеса, чтобы оценить их готовность к внедрению инноваций и заинтересовать их в этом, показать преимущества.

Таким образом налаживаются связи с местным бизнесом. Становится понятно, какие специалисты будут здесь востребованы. И какую программу необходимо формировать для обучения.

Для развития своего регионального IT-сообщества и обмена опытом с другими, а также для формирования партнерских отношений с бизнесом используйте творческий подход и экспериментируйте с форматами.

3. Capital. Проверьте наличие инвесторов для развития инноваций

Как и любой проект, организация школ и развитие IT-кластера требует инвестиций. Для тех, кто хочет заняться собственным бизнесом в сфере IT, важно иметь доступ к финансированию, достаточному для запуска инновационной разработки.

Ведь на первых этапах жизнеспособность таких проектов зависит от крупных денежных вливаний (гранты, дотации, инвестиции).

Например, в Академии мы предоставляем стипендиальную поддержку студенческим проектам, которые в будущем окажут положительное социальное влияние на весь регион.

Чтобы реализовать такую возможность, мы сами участвуем в грантовых конкурсах и добиваемся необходимого финансирования. Сейчас школа сотрудничает с USAID (агентство международного развития США) и Швецией.

Работа в этом направлении требует немало усилий.

Принимайте участие в развитии местных технологических и бизнес-сообществ. Как только будет налажено плотное общение с локальным бизнесом, интерес инвесторов сразу возрастет.

Нетворкинг очень важен не только как возможность завязать полезные знакомства, обменяться опытом, а и как шанс найти своего ментора. Помощь сильного советчика, хорошо знакомого с индустрией, будет полезна и во время проработки идеи, и на этапе фандрайзинга для развития проекта.

Следующий шаг – научиться выбирать "своего" инвестора.

И у частных инвесторов, и у грантовых организаций свои цели и сферы интересов. Есть фонды, которые занимаются развитием какого-то одного бизнеса – например, IFC развивает агросектор в регионах, а такие организации, как USAID, нацелены на развитие социально значимых проектов.

Если же подавать заявки во все подряд организации без предварительной подготовки, возможно либо отклонение заявки как неинтересной (равно потери времени и усилий), либо возникновение в дальнейшем проблем уже при реализации проекта.

Также на данном этапе нужно стремиться к диалогу с госсектором.

Важно суметь донести представителям власти выгоды и преимущества развития инновационной деятельности.

В итоге поддержка со стороны государства может проявляться как в финансировании, так и в партнерской поддержке.

[BANNER2]

4. Culture. Развивайте культуру прозрачности и доверия

В период уже развивающегося сотрудничества необходимо быть внимательным и честным, особенно в случае появления трудностей. Честный разговор с предложением вариантов решения проблемы – всегда правильный выбор с точки зрения долгосрочного развития и реализации своего потенциала.

Без доверия к новому сообществу, которое только развивается в регионе, серьезных успехов добиться будет нелегко.

Инвесторы хотят видеть, в кого они будут вкладывать деньги. Компании хотят понимать, с кем им придется иметь дело.

Для этого важно выстраивать диалог.

Лучше всего для первичного знакомства и начала коммуникации подходят специализированные мероприятия, где собираются все заинтересованные стороны.

В этом вопросе важно быть проактивным – интересоваться деятельностью потенциального компании-партнера/организации.

Мы уверены, что активная позиция украинцев и формирование среднего класса в регионах может "сотворить технологическое чудо" для страны.

Увэ Пум, глава управляющей группы Beetroot Academy, для УП.Жизнь

Читайте також:

IT – це не тільки коди. Три історії програмістів, які створили бізнес на хобі

Титульне фото: AllaSerebrina/Depositphotos

Реклама:

Головне сьогодні