Прощай, "Киев". Как город лишается своего символа

Прощай, Киев. Как город лишается своего символа

В Киеве нет проблем с концертами величин современной музыки. К нам приезжают молодежные Die Antwoord и вечный Sting.

Нет проблем с техно-вечеринками, которые вполне соответствуют мировым трендам.

Простые люди танцуют под Артура Пирожкова, а культурные слушают и смотрят оперу.

Кажется, что со зрелищами в городе полный порядок.

И даже с кино. Громкие премьеры кинопроката показывают в большинстве кинотеатров, и герои Marvel однозначно популярнее большинства украинских политиков.

Но мы не будем Украиной, если не вольем ложку дегтя в бочку меда. Речь идет о фестивальном (некоммерческом, жанровом) кино. Вскорости Киев может его лишиться.

На сегодняшний день в столице есть два кинотеатра, на регулярной основе транслирующие фестивальное кино: "Жовтень" и "Киев". Работает один "Жовтень".

В июне 2019 года вокруг кинотеатра "Киев" произошел конфликт, ставший итогом поверхностного отношения киевской власти к культурной жизни города.

[BANNER1]

Кинотеатр "Киев" ввели в эксплуатацию в 1952 году по проекту архитекторов Онащенко, Тация и Чуприна.

"Киев" один из старейших кинотеатров города (самый старый "Жовтень", построенный в 1930 году) и самый "центральный".

Его ближайший "конкурент" кинотеатр "Кинопанорама" (построен в 1958 году) очевидно закрыт навеки.

Триумвират фестивального кино, состоящий из "Киева", "Жовтня" и "Кинопанорамы", фактически разрушен.

Из перечисленных работает только "Жовтень", да и вокруг него происходят регулярные конфликты. Фактически через несколько лет город может остаться без фестивального кино и своих символов-кинотеатров.

Если "Жовтень" удалось отстоять, то "Кинопанораму" муж певицы Камалии проглотил без проблем. Аргументируя тем, что он давно купил это здание, и сам кинотеатр не приносит ему прибыль. Значит нужно строить на его месте отель-высотку.

Конечно, никакого отеля там не будет, потому что ширина улицы Шота Руставели не позволяет организовать качественную парковку и регулярный подъезд автомобилей к фасаду гипотетического отеля.

Но там вполне можно открыть магазин или обустроить здание под офис. Аналогичная судьба алчным призраком возникает и на горизонте кинотеатра "Киев".

Текущая ситуация вокруг кинотеатра такова:

1. Сейчас "Киев" не работает, информации о том, будет ли он работать, нет.

2. Предыдущий арендатор кинотеатра (КЦ "Кинотеатр" Киев") занимался им с 4 января 1999 года до 4 января 2019 года. Срок действия договора истек, а столичная власть решила не продлевать его, а объявить новый конкурс. По словам директора кинотеатра "Киев" Вилии Бондаренко, Департамент коммунальной собственности Киева в устной форме дал ей понять, что продлевать аренду у мэрии после 4 января не планируют.

3. Новым арендатором по итогам конкурса стала компания ООО "Синема-Центр", также имеющая кинотеатр в ТРЦ "Ocean Plaza, в Одессе и Тернополе. Компания специализируется на демонстрации коммерческого кино.

4. Позиция КМДА простая: кто предлагает большую арендную плату, тот и арендует "Киев".

5. Предыдущий арендатор фактически реанимировал "Киев". Он провел капитальный ремонт здания (первый с момента основания кинотеатра в 1999-2002 годах), превратил его именно в тот кинотеатр "Киев", к которому мы привыкли. При нем "Киев" вошел в состав EUROPA CINEMAS группы кинотеатров, поддерживаемых МИД Франции и пропагандирующих европейские фильмы.

6. Предыдущий арендатор в апреле подал иск на департамент коммунальной собственности Киева за то, что им не продлили договор аренды. По словам его руководителей, департамент вопреки закону нарушил преимущественное право КЦ "Кинотеатр" Киев" на продление договора аренды. Также департамент не предупредил арендатора о том, что срок аренды не будет продлен.

Рассмотрим три гипотезы развития ситуации вокруг кинотеатра "Киев":

1. Оптимистический. КМДА пересмотрит результаты конкурса, и победителем станет предыдущий арендатор (при котором "Киев" сделал капитальный ремонт и показывал фестивальное кино).

2. Нейтральный. КМДА оставит результаты конкурса, и новый арендатор ("темная лошадка") продолжит начатое дело и улучшит кинотеатр, продолжит показывать фестивальное кино.

3. Пессимистический. Новый арендатор превратит "Киев" в кинотеатр коммерческого кино или закроет его в пользу офисов или чего-то другого.

Что это значит для города и зрителей?

Зрителя мало волнуют споры двух хозяйствующих субъектов вокруг кинотеатра. Его интересует конечный результат демонстрация фестивального кино, целостность здания кинотеатра и комфорт.

Когда человек увлеченно смотрит новый фильм Альмодовара, у него в голове не возникают словосочетания КЦ "Кинотеатр" Киев" и ООО "Синема-Центр". Но если лишить его этой возможности, то первый делом он вспомнит Виталия Кличко. При котором впервые с 2002 года кинотеатр "Киев" закрылся при загадочных обстоятельствах и с туманными перспективами.

Предыдущего арендатора поддержали не только деятели культуры (в числе которых фестиваль "Молодость"), но и представители посольств (в "Киеве" регулярно проходят кинопоказы национального кино Великобритании, Франции, Италии, Германии) и даже конкуренты (кинотеатры "Жовтень" и "Планета Кино"). Под стенами "Киева" проходил стихийный митинг в защиту кинотеатра, его репертуара и символизма для города.

Что до символизма, то тут все просто. Традиционный Киев планомерно уничтожается.

Можно долго перечислять исторические памятники города, доведенные до плачевного состояния, либо вообще снесенные и уничтоженные.

Можно долго спорить о стратегии развития города, политике высотности зданий в историческом центре, и так далее.

[BANNER2]

Наглядный факт в том, что город теряет свой облик и культурную привлекательность. С одной стороны у нас выступают звезды мирового масштаба, с другой стороны такие ситуации, как с кинотеатром "Киев" свидетельствуют о полном непонимании КМДА в контексте культурного развития Киева.

Позиция "арендатором может быть каждый, кто заплатит больше денег" губительная. По такой логике, арендатором города и страны может стать и Россия, если заплатит больше денег. У этой идеи тоже найдутся свои поклонники и лоббисты. Но не все измеряется деньгами.

У каждого крупного европейского города есть свои культурные символы, места силы для местных трендсеттеров и качественной прослойки культурных людей. Это признак города первого мира, который живет не только деньгами, но и желанием находиться в истории.

Виталий Кличко тоже находится в истории, но как чемпион и боксер. Увы, с полномочиями мэра он справляется плохо. Ситуация вокруг "Киева" еще один штрих к его портрету.

Сергей Дидковский, PR-стратег, основатель проекта "Дома Киева", специально для УП.Жизнь

Реклама:

Головне сьогодні