Местечковый гламур
В Украинском доме открылась III Международная выставка-ярмарка "Арт-Киев". Выставка Александра Гнилицкого "Скромность и жир", с любовью обустроенная галереей "Коллекция" - главное событие "Арт-Киева".
Гнилицкий, живущий между Украиной и Германией, один из классиков украинского contemporary art, принадлежит к самому занятному поколению киевских художников - кругу "Парижской коммуны".
В прошлом году Александр вместе с женой Лесей Заяц участвовал в украинском павильоне на Венецианском биеннале. Стилистику Гнилицкого в галерее "Коллекция" определили как "психоделический реализм": бытовым объектам и повседневности сопутствует некая странность, обычное представляется довольно-таки загадочным.
"Арт-Киев" в целом тянет на вполне психоделическое событие.
Жанр попробую определить, как вернисаж-трип. Галерист Евгений Карась почему-то просил не говорить о деньгах, а только об искусстве. Конечно, деньги любят тишину, но нельзя же вот так лицемерить. Деньги, не смотря на экономический кризис, пока еще никто не отменил, и где же еще говорить о них, как не на арт-ярмарке?
Можно было подумать, что в зале собрались налоговые инспекторы, а не журналисты. На прямой вопрос, расчитывает ли он разбогатеть, господин Карась предпочел не отвечать, дескать, богатство - категория относительная.
Единственная точная цифра, прозвучавшая на пресс-конференции, - это стоимость картины Ильи Чичкана, которая была продана в Лондоне за 40 000 фунтов. На сегодня - это рекорд, по крайней мере, официальный. Чичкан заметил, что деньги прошли мимо, заработал дилер, перепродавший картину.
Между тем, несмотря на присутствие в президиуме вечно "молодого художника" Чичкана, было скучно. Ситуацию спас пожилой дядечка, который обозвал актуальное искусство извращением, а уроженца Киева художника Олега Кулика, соответственно, извращенцем.
Задремавшие журналисты взбодрились и, кто с интересом, а кто и с ужасом, ждали, что идеологический последователь Никиты Хрущева, начнет буянить, снимет ботинок, начнет стучать по столу и кричать: "пидорасы!... ".
Но этого не произошло. Директору "Украинского дома" Наталье Заболотной удалось уговорить дебошира угомониться. А куратор PinchukArtCentre Александр Соловьев прочитал экспресс-лекцию о роли художника Олега Кулика в мировой культуре.
Самый высокоопалачиваемый украинский художник Илья Чичкан (слева) и директор Украинского дома Наталья Заболотная |
Публике, искушенной европейскими галереями и музеями, следует знать, что прежде, чем оправиться на "Арт-Киев", нужно запастись каплями валерианы. Или не подниматься выше первого этажа.
"Арт-Киев" так устроен, что внизу, преимущественно, contemorary art, а вот этажами повыше - modern art, вперемешку с декоративно-прикладным искусством.
На третьем этаже довелось услышать раздраженный спич от сердитого противника contemporary art, он грозился взять и сбросить вниз бутылку с вином, и спрашивал у собеседников, будет ли эта акция считаться искусством? Думаю, что если бы под ноги министру культуры кто-нибудь бросил бутылку с вином, это был бы хороший перформенс. Но ничего подобного не произошло.
- Легко ли пережить соседство выставки Гнилицкого и "андреевского спуска"? - вопрос был адресован Олегу Байшеву, арт-директору галереи "Коллекция".
Господин Байшев, мужчина приятной и интеллигентной наружности, тяжело вздохнул и сказал: главное, что люди придут и увидят картины Гнилицкого, а потом сокрушенно заметил, ожидалось, что из Москвы приедут Гельман и Овчаренко, но не сложилось. Следует пояснить, что они для актуального украинского искусства сделали в миллион раз больше, чем все украинские галереи вместе взятые.
В зале напротив выставки Гнилицкого разместили экспозицию из частных собраний украинских коллекционеров. Организаторам за экспозицию следует устроить публичную порку. Ну, нельзя же так явно ненавидеть художников и не иметь ни капли уважения к их труду.
И без того "Арт-Киев" производит душераздирающее впечатление. Но эта экспозиция вызывает подозрение, что человек, развесивший картины, не посещал даже школьные уроки рисования. Это жестоко. Особенно, если учесть алчность организаторов - билет посетителю обойдется в 30 гривен.
Изучив топ-50 самых влиятельных людей украинского арта, я пригорюнилась: чтобы описать этот карнавал, нужно быть Ильфом и Петровым. Чтобы снять - Кустурицей.
Кустурицей пробовал работать скандальный арт-критик Анатолий Ульянов - вооружившись видеокамерой, выискивал самую дичь.
Алчный до пиара художник Поярков, под прицелом Ульянова брызгал слюнями и обвинял "Женский журнал" в непрофессионализме. В этом издании Пояркова назвали глянцевым художником, Поярков решил, что судиться с блондинками для мужчины достойное занятие, и выиграл судебное разбирательство.
В сущности, в чем-то Поярков прав, он так безвкусно одевается, что на "глянцевого" никак не тянет.
Поярков, закончив свою гневную речь, сфотографировался с некрасивыми поклонницами. В общем, вел он себя в привычной манере, а Ульянов говорил, что готов подать в суд на Пояркова, так как живопись этого автора наносит ему моральный ущерб. Если Ульянов решится подать иск, то соберет армию желающих присоединится.
Александр Гнилицкий
- Как себя чувствуешь на этой ярмарке? На верхних этажах какой-то "Андреевский спуск"?
- Еще не видел, но вообще, не делю людей на художников и нехудожников. Искусством должны заниматься все, точнее - творчеством.
- Ты разделяешь точку зрения Йозефа Бойса?
- Он говорил что-то подобное. Я очень люблю творческий процесс. Если бы я не рисовал, то все равно занимался творчеством - был бы, например, изобретателем. Творчество - одна из главных составляющих в жизни. С другой стороны, занятие искусством, в медицинском смысле очень помогает, успокаивает. С еще одной стороны, конечно, будоражит амбиции. Не все люди добрые, хотели денег, успеха, или чего-то большего, если не получается, они недовольны, я это прекрасно понимаю. Думаю, что если у Хёрста спросить, он, наверное, тоже скажет, ну да, не все удается.
- А не обидно, что цены в Украине на работы украинских художников занижены?
- Испытаю противоречивые чувства, с одной стороны, обидно за пенсию родителей, с другой, я знаю, что моя живопись конкурентоспособна, а в Украине цены смешные. Как "Скромность и жир" - противоречие налицо.
Художник Александр Гнилицкий |
- Думаю, что украинские галеристы, работающие в contemporary art, просто паразитируют на художниках твоего круга. В украинских художников Овчаренко и Гельман вложили гораздо больше. А наши галеристы просто алчные неудачники, которые работать не умеют, и используют вас задешево.
- Само слово "паразит" - это какая-то структура, которая должна служить обоим сторонам. Я за капитализм с человеческим лицом.
- В Украине он не наблюдается.
- Если галерист просит эксклюзива, он должен, может, и не за квартиру платить, но заботиться о своем художнике. Нужно учитывать и экономический фактор - кто в основном покупает современное искусство на Западе? Средний класс. А тут его нет.
- В Киеве много богатых закомплексованных людей, озабоченных статусом. Им вполне по карману работы современных художников.
- Я художник и, скажем, в физике не разбираюсь. Если человек бизнесмен, он всю жизнь занимался зарабатыванием денег, он в искусстве ничего не смыслит, ему некогда было вникать. Хотя сейчас бизнесмены стали интересоваться искусством больше.
Илья Чичкан:
- Это праздник галеристов и коллекционеров, мы тут свадебные генералы. Художник на ярмарке ничего не решает.
- Но в прошлом веке художники были главными.
- Ты путаешь разные вещи: базар и музей. Ты спрашиваешь, почему никто не бунтует?
- Не в этом дело, почему вы так неправильно себя позиционируете, такое впечатление, что вы благодарны, что вас позвали. А на самом деле ваше присутствие здесь - одолжение.
- Гнилицкий замечательно сказал: мы художники, а не революционеры. И Соловьев прав - закончился агрессивный период в искусстве. Но если мы говорим у том, что происходит вокруг, то это уникальная маргинальная ситуация, в которой есть своя п*******я энергетика. Это интересно. Ты что думаешь, если сейчас загасить эту активность в следующем году будет лучше? Что кто-то скажет, что мы осознали и будем делать иначе? Нет. Но год за годом, все постепенно будет меняться.
- Ты по-прежнему веришь в Дарвина?
- Да, конечно, я за эволюцию. Я не верю, что Толик Ульянов со своими критическими статьями чего-то добьется, кроме самопиара.
- Но почему вы, художники, тут так себя скромно ведете?
- Я себя веду так, как мне хочется.
Все фото Дмитрия Ларина