Господин Анисимов, послушайтесь своего Митрополита!

В начале 90-тых, будучи студенткой журфака столичного Университета, я с восторгом зачитывалась текстами блестящего публициста "КоЗы" Василия Анисимова. Вот как надо писать! Сочно, хлёстко, убийственно!

Самой громкой работой мэтра был, пожалуй, сериал-разоблачение об одном "церковном раскольнике". Неистовое отвращение журналиста Анисимова к раздобытым фактам сотрудничества иерарха с "органами" казалось столь же неподдельным, как и экспрессия его текстов.

Листая на днях информленту, наткнулась на такое сообщение: "Жители Одессы должны отреагировать на планы греко-католиков по строительству первого униатского храма в городе и обещание мэрии оказать в этом всяческое содействие".

Изречение, как оказалось, принадлежит Василию Анисимову, руководителю пресс-службы Украинской православной церкви Московского Патриархата.

В каком смысле использует официальный представитель Церкви глагол "отреагировать"?

РЕКЛАМА:

Помолиться за успешное строительство храма братьями во Христе? Поддержать христиан, хоть и с неканоническим интерфейсом? Просто порадоваться за ближнего, вознамерившегося возвести собственную (единственную!) церковь?

Жаль, что у наших православных соседей-братьев толерантность не в трендах. Там сильная держава. И единая главенствующая церковь. Похоже на то, что украинская митрополия РПЦ не прочь уподобиться старшей сестре. Тем более что новый президент - из своих.

Что-то не припомнится, однако, чтобы официальные лица УПЦ МП как-то "реагировали" на появление "иноверских" минаретов, допустим, в Донецке, или каких-либо сектантов-харизматов в прочих канонических городах и весях?

Но вернемся к составленной главой пресс-службы УПЦ МП "инструкции" по реагированию на униатов в Одессе: "Какое вообще отношение униаты имеют к Одессе - мне непонятно. Православная Церковь считает унию ересью, которая оставила обращенным в греко-католическую веру христианам их обряд, но заставила их считать главой Церкви Папу Римского".

Далее господин Анисимов для особо непонятливых буквально объясняет на пальцах: "Это - то же самое, что оставить мусульманам их намаз, но заставить поклоняться Папе". Мусульмане должны бы за Папу обидеться.

Потом, как и предполагает закон жанра, следует краткий экскурс в историю: "Уния - это не путь к объединению Церквей, это - деструктивная секта, которая показала себя как коллаборационист во время Второй мировой войны, благословляя на борьбу дивизию "Галичина". После освобождения Западной Украины униаты, в том числе, кстати, и родители Гузара (глава УГКЦ, - ред.), сбежали в Европу, а в 1946 году уния была упразднена".

"Упразднена"?! Вроде бы все куда-то сбежали и унию кто-то неизвестный упразднил. Точка.

Брат и двоюродный дядя моей бабушки были греко-католическими священнослужителями. Первого из них, монаха Виталия Байрака, доблестные чекисты в конце 1945 года бросили в Дрогобычскую тюрьму, где он, будучи сильно избит, вскоре умер.

Дядя, Станиславский владыка Григорий Хомышин, скончался в 1947 году в Лукьяновском СИЗО в возрасте 80 лет. Не выдержал истязаний.

Кстати, кем и как была "упразднена" уния в сообщение сказано не было.

Лет десять тому назад, работая в бывшем архиве ЦК над сценарием документалки для телевидения, наткнулась на любопытные доклады о ликвидации униатской церкви в Западных областях Украины. "Организовать во Львове православную епархию, поставить в ее главе епископа с титулом епископа Львовского и Тернопольского, который объединит православные приходы Львовской, Станиславской, Дрогобычской и Тернопольськой областей", - так бывший семинарист Иосиф Джугашвили инструктировал своих подчиненных в марте 1945 года.

"Созыв собора... должен быть приурочен к так называемой "неделе православия", то есть к 10 марта... В целях успешного проведения собора, введите в состав делегатов не менее 60-70% агентуры... Против посвящения в епископы "Иванова" и "Шевчука" возражений нет". Это из телеграммы №82 народного комиссара Госбезопасности СССР товарища Меркулова в адрес наркома Госбезопасности УССР товарища Савченко от 25 января 1946 года.

Но вернемся к современным инструкциям.

Чем грозят одесситам униаты, объясняется предельно популярно: "В независимой Украине униаты показали себя как воинствующая и ничего не уважающая секта, которая с помощью милиции захватила на Западной Украине сотни православных храмов".

Не знаю, располагают ли в УПЦ МП конкретными документами о причастности милиции к "захвату храмов в Западной Украине"? Но по поводу униатов и силовиков, вспоминается одна картина из "западенской" юности конца 80-тых.

Новый сосед - лейтенант КГБ из ведомственной квартиры, что этажом выше, уходит на ночное дежурство. Его молодая жена жалуется моей маме: муж легко оделся. И шепотом объясняет: "Будет опять всю ночь где-то по оврагам "сторожить" униатов".

Греко-католики тогда все еще были запрещены в Союзе и службы правили подпольно.

Моя бабушка, всю жизнь пропевшая в церковном (тогда - православном) хоре, смиренно произнесла: "Вот и вернулась наша церковь!", когда в 90-том решили всей парафией перейти обратно в греко-католичество. Хотя она смиренно молилась в Лавре и Владимирском: "Господь один!".

...Спустя много лет бабушкиных брата и дядю, этих Божьих людей, церковь признала мучениками. Родственникам есть чем гордиться. Но с убийц это ответственности не снимает.

Так и с церковью. Если её насильственно закрыли, перепрофилировали и отдали кому-то в пользование, то чужое незаконно присвоенное надо возвращать. Это ведь Божьи заповеди? Не убий, не возжелай добра ближнего...

Не хотелось бы, пользуясь понятийными ярлыками Анисимова, называть его церковь коллаборационистами КГБ/МГБ. Но, не отмежевавшись от насилия над униатами, свершенного в 1946 году советской властью, РПЦ невольно становится соучастником преступления. Ведь Базилика Святого Петра в Риме не упала, когда Апостольская Столица извинились за крестовые походы и развал Константинополя?

А глава православной пресс-службы заканчивает свой одесский инструктаж так: "И сегодня уния является камнем преткновения между Православием и католицизмом. Поэтому я "поздравляю" православную Одессу с этим "приобретением". Это - системные провокаторы и обманщики, поэтому Одесса должна встать на защиту своих христианских интересов. Там, где появляется уния, добра не жди".

Как тут не согласиться с рекламными метролайтами Блаженнейшего Митрополита Владимира: "Главное в пост - не есть друг друга". Господин Анисимов, послушайтесь своего Митрополита!

Роксолана Процькив, журналистка и униатка, для УП

P.S. Давно задаюсь вопросом, куда же девались все прихожане и батюшки из "сотен захваченных православных храмов на Западной Украине", о которых постоянно стенает РПЦ? Если следовать логике бывшего автора "КоЗы", скорее всего, их съели на завтрак кровожадные упыри-униаты.

Реклама:

Головне сьогодні