Что мы знаем о Джозефе Бойсе?
До 12 декабря в Национальном художественном музее можно посмотреть классику видео-арта - первое видео Нам Джун Пайка, видео-документацию перфомансов Джозефа Бойса и известную работу Вольфа Фостеля "Солнце в моей голове". Человеку, который знает, что такое камера и экран, пропустить такую выставку просто нельзя.
Как объяснять картины мертвому зайцу или прожить три дня с койотом в одной комнате? Боюсь, великий художник Джозеф Бойс сам не знал ответы на эти вопросы, когда брался за свои перформансы. Но в этом-то и суть перфоманса - искусства, где ты сам являешься первой скрипкой и материалом.
Что мы знаем о Джозефе Бойсе? Немец. Во время Второй мировой служил в авиации и был сбит над Крымом. Выжил. Вернули к жизни крымские татары с помощью топленого жира и войлока, которые в скором времени стали главными материалами в творчестве "отца постмодернизма". (Некоторые историки утверждают, что в Крыму он был, но не совсем разбился - ему удалось приземлиться).
Бойс стал первым в истории профессором искусств, который был уволен после того, как вместе с не принятыми абитуриентами в знак протеста "оккупировал" секретариат. Правда, суд признал увольнение незаконным, но Бойс отказался от должности и звания.
Слева - Joseph Beuys, Filz TV, 1966, справа - Joseph Beuys, i like amerika and amerika likes me, 1974 |
На волне левой оппозиции опубликовал манифест о "социальной скульптуре" (1978) и взялся за "свободные творческие волеизъявления". Была еще одна попытка внедриться в социум - в 1983 художник выставил свою кандидатуру на выборах в бундестаг по списку "зеленых", но не прошел.
Но свои главные перфомансы ДБ провел до этого. "Как объяснять картины мертвому зайцу" и "Койот: я люблю Америку и Америка любит меня" - пример того, что такое настоящий перфоманс.
И то, что делал этот художник, точнее даже артист в искусстве, сегодня называют "шаманством". Кстати, никого из западных художников не цитируют так часто, как Бойса, а никакого ни Уорхола.
В России в 1992-м показали выставку работ ДБ "Внутренняя Монголия". Знаменитый "Самолет Бойса" изготовленный из валенок российскими художниками Алексеем Беляевым и Кириллом Преображенским выставлялся на международной выставке Europa-94 в Мюнхене.
Но в мире прекрасно понимают, что без Бойса сложно понять современный арт - именно он основал визуальный контекст, из которого вырос постмодерн.
Несколько лет назад уважаемый мною черновецкий художник Анатолий Федирко прошел местами "боевой славы" Бойса в Крыму. Тогда об этом акте "памяти" могли узнать немногие.
Сейчас у нас есть возможность посмотреть документацию перфомансов великого немца, сумевшего не только войти в историю с войлоком и медом в руках, но и "объяснить картину мертвому зайцу" - люди, которые видели работы этого художника или интересовались его творчеством, не задают вопросы о том, что оно и к чему оно, это современное искусство.
Какое мы ко всей этой истории Бойса имеем отношение, кроме как истории с войлоком и спасшими ему жизнь крымскими татарами?
Бойс первым показал, что искусство - это не выдумки и измышления, это то, что исходит из твоей жизни и твоего опыта; это тот язык, который могут понимать и интерпретировать другие.
Я искренне верю в то, что Бойсу спасли жизнь в Крыму. Именно пограничные ситуации способны менять жизнь и ход истории, как минимум - истории искусства. И если бы не история с Бойсом, постмодерн выглядел бы сейчас нелепым фантиком.
Кроме видео-документации Бойса в Нацмузее крутят ранние видео известного видео-артиста Нам Джун Пайка, чью первую видео-работу не так давно нашли, отреставрировали и привезли в Киев. А также видео одного из первых европейских видео-экспериментаторов Вольфа Фостеля.
Мария Хрущак