Путь из наемного сотрудника в акционеры компании "Украина"
В последнее время я часто спорю с друзьями на тему того, как простой украинец может повлиять на ситуацию, сложившуюся в стране.
Те из друзей, которые выходили либо поддерживали Майдан, до сих пор живут с ощущением, что они могут повлиять на ход событий, но и это не всегда заставляет их действовать.
Те же, кто не принимал участие в революционных событиях 2004, 2014-х, если не осуждают мою позицию, то, как правило, не считают, что несут какую-либо ответственность за ситуацию в стране.
– Вы несете ответственность за того ребенка на детской площадке? – вас спросят.
– Нет! – ответите вы. – У него есть родители, они и несут!
– Как же мне выплатить кредит на такси, валютный, когда бензин больше 20, а заказов стало мало? – спросит вас таксист.
– Это же ваш бизнес! Думайте, принимайте решение – возможно лучше продать её! – ответите вы.
[L]Эти диалоги об ответственности. Собственник несет ответственность за своё имущество или бизнес. Ему принадлежат лавры, но, если что, то ему и расхлебывать проблемы.
А кому принадлежит Украина как система? Кто несет ответственность за нее?
Если вы на этот вопрос отвечаете однозначно: "Олигархам!", то, возможно, у вас вряд ли найдутся силы и желание найти способ влиять на ситуацию вокруг.
Если же вы, в той или иной мере, говорите: "Украина принадлежит мне!", думаю, вам немаловажно будет разобраться в том, что же вам всё-таки принадлежит и, что из этого следует.
Ничейное предприятие
Если ответить формально, то, напомню, что ст. 5 Конституции гласит, что единственным акционером Украины является народ.
Государство – очень крупное предприятие. Проблема в том, что большая часть акционеров забыла (лучше сказать – не знала!), что они собственники, и ведет себя как наемные сотрудники, не претендующие на то, чтобы влиять на управление: "Как государь скажет, так и будем делать!".
Такая ситуация идеальна для махинаций фактического руководства предприятия. Вроде бы никакой узурпации власти, делаем вид, что у нас respublica, но реально настоящие хозяева (мы) очень слабо пока осознают, что и как нужно делать.
Есть только активное меньшинство, которому весьма тяжело удается что-либо менять, пока мировоззрение остального подавляющего большинства не позволяет рассчитывать даже на голосование один раз в 4-5 лет. Явка на выборы тому прямое доказательство.
"Я никому ничего не должен!". Откуда это у нас?
Обычно акционеры понимают, что ответственны за результаты компании.
Вы встречали когда-нибудь учредителя компании, который говорит:
– Я не должен ходить на эти собрания и не хочу вникать и обсуждать причину убытков компании, пусть другие, если им это надо, делают! Я голосовал за назначение директором Иванова?! Он украл, возможно, и завел компанию в долги, но ведь он патриот! Будет время лишнее у меня – я, может быть, подумаю про всё это!..
Звучит абсурдно, правда, если бы мы не встречали такую позицию у 70% граждан (акционеров) Украины.
В силу исторических обстоятельств нам всем сложно чувствовать себя собственниками, тем более собственниками такого довольно абстрактного понятия как государство.
Последние сто лет (да и предыдущие 800) нас приучали к мысли, что мы на этом "предприятии" всего лишь наемные сотрудники, к которым относиться можно как к подчиненным.
Наверняка историки и философы могут пролить свет на исторические причины эволюции сознания роли граждан в государстве. Но если поверхностно анализировать, то власть на нашей территории, так или иначе, созидала класс рабов, крепостных, пролетариев.
Исключение составляли "ошибки системы" - козаки, кулаки, т.е. люди относительно самодостаточные.
Чем характерны ментальные рабы? Это моральные иждивенцы, люди не желающие брать и нести персональную ответственность, предпочитающие не смотреть правде в глаза, неискренние с самими собой, по умолчанию враждебные ко всему чужому, обвиняющие в своих проблемах всех кроме себя, выбирающие "хозяина", а не лидера.
Одной из острейших проблем, на мой взгляд, является отсутствие желания объединяться вокруг принципов и доверять посторонним людям с такими же принципами. Как правило, это демагоги и люди не способные созидать.
Может быть, кому-то и нравится жить в такой "картине мира", но, если подавляющее большинство граждан разделяет, хотя бы частично, эти ценности, коррупция, произвол, бедность и постоянный кризис в таком государстве обеспечены.
Оставим в покое прошлое, сейчас достаточно развит обмен информацией, чтобы изучать, анализировать, коммуницировать, развиваться каждому из нас. Времена, когда молния и наводнения объяснялись волей Божьей прошли! Пришло время вникать, изучать, убеждаться лично, проверять результат, искать признания себя у других и тд.
Одним словом, мы – граждане Украины и у нас в связи с этим, есть обязанности быть эффективными "акционерами" как минимум друг перед другом. Особенно сейчас, когда мы только строим, вернее перестраиваем, наше государство.
Иная позиция по этому вопросу отбрасывает нас в прошлое.
Батьку кінчай торгувати, бо нема вже, чим здачу давати!
Благосостояние самих акционеров зависит от благосостояния предприятия, стоимости акций предприятия, от того, насколько эффективен менеджмент. Самое время расстроить новоиспеченных собственников – быть акционером, это работа! Да, да, это не привилегия, а вполне конкретные обязанности.
Как действуют акционеры? Они анализируют результаты работы компании за предыдущий период, анализируют текущую ситуацию, обсуждают с такими же акционерами план развития, выбирают наемного директора, голосуют за то или иное решение, повышающее эффективность. Одним словом, участвуют в управлении компанией.
Грамотные акционеры требуют не шоу от руководства компании, они заинтересованы, чтобы работа наемного менеджера соответствовала ключевым показателям эффективности.
Если акционеры чего-то не понимают, они идут, условно говоря, на курсы и учатся, что такое p&l, cashflow и т д. Они разбираются, как устроен рынок, какие технологии существуют, как подобные компании борются со своими проблемами, какие вообще есть бизнес решения и практики.
Я приведу в таблице виртуальную разницу поведения акционеров в бизнесе и нас в "предприятии Украина". Просьба финансистов не относится к этой таблице с фанатизмом. Считайте, что это для "чайников".
Вопрос | Частная компания | Предприятие "Украина" |
Какое финансовое состояние у нас? Прибыль или убытки? | Финансовому директору ставят задачу регулярно готовить и рассылать отчет (p&l, cashflow, balance). При этом акционерам нужно потрудится научится "читать" эти отчеты и делать выводы. | Большинство акционеров не в курсе, где почитать бюджет, и как его читать. Эта функция делегирована неким посредникам (депутатам), которые её делегировали финдиру (Минфину). "А что, знать бюджет – это так важно?" - незримо спрашивают акционеры. "Нет нет, не беспокойтесь, тут все сложно и вы всё равно ничего не поймете, поэтому мы сами разберемся" - с энтузиазмом отвечают посредники. |
Чем будем покрывать убытки? | Финдир предлагает несколько вариантов: отсрочить выполнение обязательств, взять кредит, попросить акционеров увеличить уставной капитал, сократить затраты, продать долю в компании, увеличить цены и т. д. Отдел аудита сообщает о выявленном хищении, которое привело к потерям и предлагает наказать виновных. Акционеры увольняют всех провинившихся. | За спиной у акционеров на законных основаниях, как правило, избирается самый простой путь – взять в долг. "Как потом отдавать?" обсуждается в духе героини "Унесенных ветром" ("Я подумаю об этом завтра!"). Вопрос о том, что "живем не по средствам", ставят только в междоусобной борьбе за право дерибанить наши деньги. У акционеров в целом нет понимания, что, перед тем как брать в долг, нужно грамотно ужать расходы. Несмотря на информацию о хищении со стороны конкретных сотрудников, часть акционеров не осуждает их, и отмахивается со словами: "Все они там воры!" |
Как нам увеличить доходы? | Экономический и коммерческий отделы представляют стратегию увеличения доходов за счет повышения цен, увеличения рентабельности, поиска новых рынков сбыта, отдел научных разработок представляет новую модель продукции не имеющей аналогов. Примеров может быть миллион. | Эта сфера однозначно для специалистов по микро и макроэкономике. Причем нанимать нужно людей с опытом и репутацией. Акционерам следовало бы проследить лично, как директор с командой разобрался с каждой ситуацией, которая мешает больше зарабатывать, но это неинтересно и отнимает время. Тем временем, финдир все время стремится увеличить налоги либо одолжить. |
Нужно нанять директора, чтобы он привел компанию к успеху | Отбираются кандидаты "под задачу": с успешным опытом, командой и репутацией. Кандидат готовит презентацию плана развития с конкретными показателями, которые он обеспечит. Акционеры анализируют реалистичность и принимают решение. Со своей стороны, акционеры предлагают директору зарплату не ниже рыночной +% премии за успешную работу. | Акционеры не знают толком, какой нужен директор, но если он им понравится, возьмут на работу. Поскольку большинству акционеров все равно, а другие "глубоко не копают", кандидаты делают упор не на "содержание", а на "форму". Часть акционеров поддержит "гречку", часть "жертву", часть поддержит "красивого". Поскольку все акционеры сильно разрознены, кандидаты применяют к нам целый ряд технологий в стиле "разделяй и властвуй". Акционерам не особо важен тот, кто по всем показателям, скорее всего справится с задачей, если есть "красивый и эффектный". Отдельно стоит сказать, что акционеры реально считают, что классному менеджеру не нужно достойно "по рынку" платить, так как "красивый" об этом даже не заикается. В назначенный день голосования, половина акционеров не приходит вообще и потом говорят, что "я не виноват, что без меня выбрали урода, потому что я не пришел", а другие говорят, что выбирали "как всегда из худших". |
Отчет директора о выполнении ранее обещанного не соответствует реальной действительности | Директор увольняется, подбирается другой. При этом это точно не член его же команды и точно не человек с "подмоченной" репутацией. | Директору не стоит особо переживать из-за невыполненного плана. Если договорится с "посредниками" (депутатами от акционеров), то, в принципе, можно даже заявить, что все перевыполнено и наобещать еще больше. |
Кто виноват и что делать?
Представьте, директор компании приезжает на собрание акционеров с гречкой и коллективом певцов, и вместо подведения итогов и презентации плана на будущее, водит с акционерами хороводы.
Это звучит абсурдно, но в АО Украина так случалось не раз.
Вопрос – кто в этом виноват? Очевидно, что большинство акционеров полностью дистанцировались от своих прав и обязанностей.
Нам необходимо учиться задавать правильные вопросы наемным управленцам:
– Покажите отчет за прошлый период?
– Какой план развития на будущий период?
– Что вы предлагаете сделать, чтобы уменьшить издержки и увеличить прибыль?
– Какой % прошлых обещаний вы выполнили?
Политики должны понять: время популизма закончилось. Нет эффективности – "давай до свиданья", есть эффективность – получи денежную премию.
Мы, акционеры, должны воспринимать все партии, всех должностных лиц как исполнителей, которых выбираем, нанимаем и только мы решаем, продлить ли контракт.
Мы несем за них ответственность. Если предприятие неэффективно мы должны признать, что это – результат нашего поведения и решений. И если мы хотим перезапустить, модернизировать убыточное предприятие АО "Украина", нам придется взять на себя ответственность.
Социология – вещь серьезная, и если хотя бы небольшая группа украинцев будет думать в таком ключе, это мгновенно будет влиять на политиков. Они чутки к общественному мнению, если оно консолидировано.
Когда общество перепугалось птичьего гриппа, премьер встречал самолет с тамифлю прямо "на взлетке".
Когда часть населения "притесняли" за русский язык, побеждали политики со "вторым государственным".
Когда тысячи граждан потеряли в АТО близких, в парламент легко заходили партии, используя комуфляжные цвета и воинственные лозунги.
Мы не так слабы, как нам кажется. Особый страх у власти вселяет объединенное консолидированное общество.
Правительство должно чувствовать наше дыхание, чувствовать наш пристальный взгляд, для этого должны действовать сплочённо, то есть настроить коммуникацию друг с другом.
Мы уже это делаем при помощи соцсетей, но во многом – это пока хаотичный обмен мнениями активной части населения, при чем гораздо чаще на тему #зради.
Когда наиболее ответственные из нас хотя бы прочитают Госбюджет, начнут задавать вопросы по статьям расходов, обсуждать в обществе, задавать вопросы парламентариям, мы сформируем общественное мнение и сфокусируемся на теме #перемоги.
Не откладывая в долгий ящик, мы должны сделать так, чтобы Бюджет-2017 обсуждался в начале осени, а не накануне новогодних праздников.
Мы должны задавать вопросы публично, так чтобы правительство потрудилось проделать аналитическую работу, не просто проинформировать нас о статьях расходов, а показать логику формирования затратных статей и, конечно, предоставить план развития.
Если ты акционер, перестань жаловаться, начни разбираться в том, как устроено твое предприятие Украина, имей свое видение и свой план на развитие, популяризируй его среди своих друзей.
P.S. Задание на 2016 год – завести 50 друзей (реальных или в социальных сетях), которые готовы прислушаться к твоим идеям, готовы их с тобой обсудить.