"Дайте ребенку доиграть!", или Еще раз о роли игры в образовании

Существует множество определений того, чем является игра.

Нет смысла их приводить в коротком материале.

С моей точки зрения наибольший простор для осмысления роли игры в развитии дает определение выдающегося психолога, профессора Льва Сергеевича Рубинштейна:

[L]"Игра человека – порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменят мир. Суть человеческой игры – в способности, отображая, изменять мир".

В этой цитате заложено понимание масштабов будущей деятельности человека в зависимости от качества игр, в которые он играл и "играет".

РЕКЛАМА:

Имеет значение все: содержание игр, условия для игр, роль и степень участия взрослого в играх, развитие субъектности и объектности в игре, способность отрефлексировать процесс и результат игры.

В разном возрасте игры выполняют разную роль в развитии ребенка. От способа познания мира, выработки и закрепления социальной роли или сценария действий – до моделирования собственного понимания того, как устроен окружающий мир.

Опять же – анализ феномена игры на каждом этапе развития и взросления ребенка – предмет серьезного академического исследования.

О роли игры в образовании уже много говорилось. Я же, без претензий на экспертность, хочу поделиться собственным восприятием игры и опытом использования игр в контексте развития.

ДАЙТЕ РЕБЕНКУ ДОИГРАТЬ ДО КОНЦА

Прежде всего, убежден в следующем: в любом возрасте необходимо быть внимательным к игре, в которую играет ребенок. Это важнейшая часть детской жизни, в которой формируется гармоничная личность.

Прерванные игры, недостаток времени на любимые игры, неуважительное отношение к игре со стороны взрослого – причина серьезных психологических травм, с последствиями которых взрослый живет всю жизнь.

Терапия может быть построена, в том числе, и на том, чтобы в зрелом возрасте человек "доиграл" недоигранные в детстве игры.

Чувство самодостаточности, любопытство как движущий фактор развития, самоуважение, основанное на собственной рефлексии в рамках игры, чувство успешности – это тот минимум качеств, который формируется в ходе игр.

В свете современных тенденций, связанных с "обучением длиной в жизнь", особенно важным становится то, что в игре формируется комфортная для ребенка обучающая среда. А значит, формируются устойчивые привычки к любопытству и, как следствие, к познанию.

Дети в большинстве случаев, доигрывая игры до конца, выстраивают свои сценарии жизни и стратегии достижения результата.

Как вы думаете, каким вырастет ребенок, который постоянно слышит о том, что необходимо прервать игру ради призрачных "более важных" дел?

Сможет ли в такой ситуации ребенок положиться на свой субъективный опыт в оценке окружающей действительности?

Другими словами, будет ли он уверен в себе и своих силах?

Доигранный в игровом мире сценарий становится ресурсным опытом для действий в реальной жизни. Успех в игре формирует соответствующую самооценку.

Успех в игре формирует соответствующую самооценку. Фото MKucova/Depositphotos

Важны как индивидуальные игры, так и групповые, игры со взрослыми, с ровесниками, в разновозрастных группах.

Что важно – быть настоящим партнером в игре с ребенком, уважающим его право на свой сценарий. Взрослое "не так" – разрушает мир, в котором ребенок является ключевой фигурой. Образ Героя-ребенка рассыпается в прах перед категоричностью реального взрослого.

Именно в игре ребенок делает первые шаги к инициации, проигрывая сценарий подвига в игровом мире.

Если мы позволим ему сыграть свою игру, поддержав в собственных решениях, тем самым мы укрепим его в способности справляться со сложными ситуациями.

К сожалению, часто мы сталкиваемся с тем, что чем взрослее ребенок, тем меньше у взрослого открыт доступ к его играм. Причины этого не менее сложны, чем сам феномен игры.

Пусть это будет открытым вопросом – почему нас перестают пускать в свои миры наши дети. Но, и это не должно стать причиной неуважения к игровому пространству ребенка. Давайте попробуем не мешать.

И, если удается, – обсудить процесс и результаты игры. При этом, избегая роли эксперта по "взрослой жизни".

Увы! В существующем мире темпы изменений настолько велики, что наш опыт, во многом, оказывается для детей бесполезным, а то и вредным.

Но, будет ценным, если ребенок в разговоре со взрослым, научится проговаривать то, что стало важным для него в процессе и в результатах игры.

"Я ТАК ДЕЙСТВОВАЛ В ДЕТСТВЕ, Я ТАК ЖЕ ДЕЙСТВУЮ И СЕЙЧАС"

Мы активно используем разные типы игр и в обучении взрослых.

Особенно – в тренингах развития социальных навыков и тренингах, направленных на анализ и изменение организационной культуры.

Каждый раз получаю истинное наслаждение, наблюдая за тем, как непосредственно играют взрослые. Их детский опыт является несомненным ресурсом во взрослых играх. Вопрос в том, готовы ли они его воспринимать.

Значимой становится рефлексия в отношении выбранных сценариев действия в игре, в том числе, отталкиваясь и от детского опыта. "Я так действовал в детстве, я так же действую и сейчас". А жизнь меняется постоянно!

Хорошо организованная игра, по-прежнему остается местом трансформации. Как для ребенка, так и для взрослого.

Наш опыт показывает, что качественная психодинамическая игра и игровая рефлексия становятся хорошим триггером изменений в таких сложных вопросах, как убеждения или организационная культура.

В тоже время, игра это всего лишь часть процесса образования. Обучение и развитие невозможны без активного познания действительности.

Игра может стать одним из инструментов формирования "модели мира", но проверять модель ребенок должен через взаимодействие с реальной жизнью.

В месте пересечения игрового и реального опыта образуются новые миры, традиции, культура.

Игровой процесс становится зоной творческого переосмысления действительности.

Решения, найденные в игре, влияют на реальный мир. На этот феномен обратил внимание Л.С. Выготский. Ребенок в игре действует "от мысли", создавая "воображаемую реальность". Эта реальность становится основой созидания в реальной жизни.

Отсюда возникает открытый вопрос для взрослых – в какие игры должны играть дети, чтобы их реальный мир был построен на ценностях любви, веры, взаимного уважения и доверия?

И какова роль взрослого в создании безопасного и продуктивного пространства для таких игр?

Это касается и мира онлайн-игр.

Одним из "горячих" вопросов в родительской среде является то, как реагировать на повальную увлеченность детей онлайн-играми. Их нельзя отменить, но можно попытаться понять, что компьютерные игры привносят в реальность.

Кстати, в опыте лагеря "ЭкстреМал" то, возвращаются ли дети к играм в своих девайсах или нет, является показателем качества процесса в лагере.

Если детворе интересна деятельность в реальной жизни, они забывают о виртуальных играх.

В "Guide to preparing play strategies, Greater London Authority", среди типов игр упоминается "глубокая игра" (Deep play). Это формат, позволяющий ребенку пережить опасный или принципиально новый опыт и обрести навык развития через преодоления страха.

Подобные игры, в эмоциональной сфере, дают почувствовать вкус реальной жизни.

Можно мастерски играть в Warcraft, но достаточно ребенку оказаться на скалах, или в ночном лесу в горах, чтобы понять, – эти миры разные.

Синтетический вкус онлайн реальности теряется на фоне ярких переживаний реальных приключений в природной среде.

Есть один аспект на который стоит обратить внимание – конкуренция в играх.

У нас столько говорят о том, что конкуренция в играх "хороший мотиватор", что мне часто приходится обращать внимание на другой аспект конкурентных игр.

[L]Группа американского психолога турецкого происхождения Музафера Шерифа доказала, что соперничество, сформированное конкуренцией, порождает агрессивное поведение.

"если намеренно сталкивать интересы общностей, члены одной группы начнут испытывать враждебность по отношению к противникам, вне зависимости от их личностных характеристик и предпочтений"

"…конфликт между группами обусловлен не самим фактом их существования, но вынужденным соперничеством, которое, в свою очередь, порождает агрессивное поведение и способствует формированию негативного образа "врага".

Мы часто забываем о том, что стратегии развития кроются не в конкуренции, а в объединении усилий – кооперации.

В этом кроется один из "секретов" скандинавского образования. Они убрали все проявления конкуренции в процессе обучения.

Тем самым добились, как минимум, двух вещей: сделали зону обучения психологически безопасной для ребенка и способствовали формированию общественного феномена "мы" взамен концепции "элитарности" избранных.

Нам нужно учиться не конкурировать, а сотрудничать – в этом единственный путь сохранения человеческой цивилизации!

И это, в очередной раз обращает нас к вопросу: в какие игры должны играть дети, что бы все мы жили в безопасном и комфортном сообществе активных граждан?

Сергей Чумаченко, соучредитель, бизнес-тренер в Team Expert, специально для УП.Жизнь

Реклама:

Головне сьогодні