В чем секрет "хюгге", или Еще раз о "северном счастье"

В чем секрет хюгге, или Еще раз о северном счастье

Не ожидал. Несколько глубоко уважаемых мною коллег, на прямую или вскользь, высказались о бессмысленности поиска "чужого счастья" в потоке популярной литературы о датско-шведско-норвежском "хюгге".

Друзья, что ж так прямолинейно?

Все авторы писавшие на эту тему говорят об одном – счастье является побочным эффектом жизни организованной определённым образом.

Побочным эффектом!

Или – следствием. Кому как нравится… Ценно как раз то, что все они пишут о принципах, правилах, традициях и организационных решениях регулирующих отношения в обществе, следствием которых является Homo happy sapiens (что подтверждено многочисленным исследованиями разноуважаемых организаций).

РЕКЛАМА:

Список социальных механизмов обеспечивающих поток счастья на Севере вызывающе прост в формулировках, но оказался за "гранью понимания" для амбициозных отечественных экспертов.

На первое место я бы поставил – доверие.

На второе – свободу и ответственность.

На третье – солидарность или партнерство.

На четвертое – умеренность в потреблении.

На пятое – жизнь в гармонии с природой как форму ответственности перед будущими поколениями.

Все они ложатся в основу философии образования, обеспечивая обществу поток договороспособных активных граждан, способных в любом мире поддерживать устойчивость системы ценностей северного общества.

Механизмом обеспечивающим устойчивость системы отношений является БЕСПЛАТНОЕ, ОБЩЕДОСТУПНОЕ, КАЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ для ВСЕХ без исключения граждан.

Настолько бесплатное, что появившийся на свет швед, получает гарантированно-оплаченное государством право на пожизненное обучение и развитие.

Образование в целом, и образование взрослых в частности, это не только механизм устойчивого развития общества в северных странах, но и основной гигиенический фактор выживания любого общества в современном мире!

Инъекция против популизма и патернализма.

Вот только у северян это образование сфокусировано не на передаче знаний, а на развитии сознания.

Система образования – это главный институт обеспечивающий общее восприятие того, как устроен Мир, разделяемое понимание общих ценностей и необходимость осознанной социальной активности в виде сильного гражданского общества.

Того общества без которого не возможна реализация модели социально-политического устройства, хоть как-то ориентированного на благополучие и благоденствие граждан.

Это не менее важно, чем прививки от кори. Только это прививки от невежества, патернализма, страха свободы и страха ответственности за свое будущее и будущее страны.

Начиная с садика и до окончания обязательных девяти классов идет кропотливая работа по воспитанию свободного активного гражданина, способного понять суть демократии.

Не только пользоваться ее плодами, но и быть внимательным и активным хранителем принципов общества обеспечившего ощущение "счастья" у собственных граждан.

Этого не воспитать словами, текстами и пропагандистскими фильмами. Это возможно только в том случае, когда педагоги собственными действиями, образом мышления, коммуникацией, демонстрируемыми в поведении ценностями – создадут в школе обстановку и условия отражающие доверие, свободу и ответственность, солидарность и партнерство.

Если мы говорим о доверии нам нужно обеспечить это доверие в обучающей среде.

Необходимо сделать так, что бы ребенок через собственный опыт общения с взрослыми понял, что такое "доверять".

Система динамического оценивания в скандинавской школе, доступ к ее показателям открытый только для учителя, ребенка и родителей не связана с особенностями северного менталитета.

Она связана с пониманием токсичности условий, в которых доступная для всех "оценка", перестает быть инструментом измерения динамики развития, а становится основой для конкуренции, сравнений, статусов.

Именно конкуренция и борьба за статусы обрушивает доверие в детской среде и формирует устойчивое восприятие мира как арены бесконечной борьбы.

Отсутствие контроля за выполнением домашнего задания это не свидетельство "пофигизма" родителей и педагогов, а инструмент формирования личной ответственности ребенка за результаты обучения и собственное будущее.

У знакомой в Норвегии дочь выбрала поступление в гимназию кино и телевиденья. Но, баллов, которые она набирает при существующем отношении к учебе, не достаточно для поступления.

Именно эта ситуация, а не постоянный контроль со стороны взрослых, заставил пятнадцатилетнюю девушку сильно изменить отношение к учебе и искать способы наверстать упущенное.

И в тот период когда показатели учебы падали и сейчас, когда возникла осознанная необходимость наверстывать – взрослые не пассивны, а принимают в процессе активное участие.

В первом случае – беседуя и доверяя неосознанным потребностям ребенка – избегали создания чрезмерного парализующего волю контроля.

Во втором – поддерживая и создавая условия для эффективной учебы.

Здесь в Украине нам совсем сложно понять, как система гарантирующая доступ к бесплатному и пожизненному обучению может защищать право ребенка – прекратить обучение!

Но в этом и есть высшая степень доверия к личности будущего гражданина.

Не стоит воспринимать все упрощенно. Такое решение будет исследовано всеми существующими службами социального сопровождения. Но, если выяснится, что это осознанное решение тинейджера, государство обеспечит этому решению защиту от неразумного давления взрослых и создаст систему компенсационных механизмов, которые помогут комфортно завершить обучение позже.

Сомнения в способности ребенка определить собственные потребности и ответственно отнестись к будущему – на Севере – моветон.

Сомнения в способности детей разобраться в своем будущем, часто звучащие в украинском обществе – ни что иное как признаки нашей незрелости и отсутствия доверия. Прежде всего, к себе и миру в котором живем.

Закономерность проста – не доверяя не построить общества основанного на доверии.

Не предоставив свободы – не воспитать свободного человека.

Возникает вопрос – как это сделать в масштабах нации?

Ответ есть. Опять же в истории Северных стран.

И связан он с… образованием!

Сергей Чумаченко, соучредитель, бизнес-тренер в Team Expert

Оригинал тут

Титульное фото photographee.eu/Depositphotos

Вас также может заинтересовать:

"Дайте ребенку доиграть!", или Еще раз о роли игры в образовании

Спецпроект "Майбутнє школи": експерти про реформи в освіті

Реклама:

Головне сьогодні