Українська правда

Сила критика: рецензия на книгу "Конец эпохи позднего железа" Константина Дорошенко

- 13 лютого 2021, 07:00

Под финал 2020 года издательство Laurus выпустило второе, дополненное издание книги публициста, куратора, критика современного искусства Константина Дорошенко "Конец эпохи позднего железа".

Без малого 700-страничный том представляет собой сборник статей, эссе, заметок, критических публикаций, интервью за 25 лет – а это почти полный курс становления независимой Украины и, как следствие, преломление основных его вех в оптике искусства, моды, медиа.

Редактор-составитель – медиаменеджер Андрей Боборыкин – провел колоссальный труд, распределив и упорядочив по трем разделам свыше 100 текстов и, что важно, озаботившись столь удобным для читателя наличием сносок и указателя имен.

Еще несколько дней по прочтении тексты играют радугой, оттенки послевкусия соперничают в тонкости, на ум приходят цитаты, сюжеты (в которых, подчас, и сам участвовал), отдельные яркие фразы, которыми стиль Дорошенко богат, даже расточителен.

А дальше наступает ощущение благодарности за красивую, добротно сделанную работу.

Держать удар

"Я всегда с опасением относился к литературе журналистов, – подчеркивает Константин в заметке "Запретить Анне Герман писать?"

Все-таки это очень разные профессии, стили мышления и письма. Журналисты обычно дрянные писатели".

Разделяю мнение Константина, поэтому и книгу его, увесистую, брал в руки с некоторой опаской, помня, что одно время Дорошенко квалифицировал себя, среди прочего, именно как журналист.

Когда позицию журналиста автор отмёл, и на ее месте возник критик (в переводе с греч. – "способный различать") – добрая половина текстов была уже написана.

Дополненное издание книги Константина Дорошенко "Конец эпохи позднего железа"

Как бы то ни было, книга, даже состоящая из сотни статей, – предприятие очень высокопробное. Весьма часто то, что в газете или журнале выглядит живо, провокативно, свежо и остроумно (потому что актуально), в книге смотрится вторично и уже не вызывает щекочущего восторга.

Книга укрупняет любую неудачу и опресняет, сглаживает самые ловкие ходы и обороты. Одним словом, книга – это пробный шар, проверка письма на зрелость.

Тексты Дорошенко держат удар. Первый вывод, который напрашивается сам собой: Константин всегда писал одинаково качественно.

По крайней мере, явной мировоззренческой, смысловой, стилистической эволюции не замечаешь. Текст 2003 года выглядит столь же зрелым, что и написанный в 2013 году, и даже в 2020-м. Способный различать глаз никогда не подводил.

Длинная сигарета и важность просветительства

Впрочем, видно, что одни тексты писались за "длинною сигаретой" вдохновенья и тщательно шлифовались, другие были созданы в некоторой спешке, третьи словно "выросли" из постов и реплик в Facebook – ядро их составляет абзац-хайп.

Лучшие тексты (те самые, что созданы за "длинной сигаретой") осмысляют время и общество за последние четверть века.

Констянтин Дорошенко и Блаженнейший Любомир Гузар

Изменились декорации – пришли смартфоны, дроны, доставка и удаленка.

Платой за растущий комфорт стало чувство одиночества, скрашивать которое вызвались соцсети и технологии.

Осмыслять действительность наряду с искусством стали мода и дизайн; соцсети де-факто обрели статус СМИ; медиа формируют картину мира.

Крым, который воспел Дорошенко, противопоставив тонкой восточной культуре – бетонный советский Мрык, ушел во мрак.

Никуда не делись невежество и совок, фанаберия, любовь к гороскопам и псевдокоучам, несамостоятельность.

В этой ситуации роль культуртрегера, просветителя остается по-прежнему дефицитной, но актуальной и важной для того, кто зрелый и готов взять на себя ответственность за чужое отсутствие то ли мозгов, то ли совести. Взвалить на себя труд цивилизатора.

Кормя птичек

Я обычно не склонен восхищаться эрудицией, тем более, в нашем свихнувшемся мире ее путают с умением разгадывать кроссворды и таким прочим, некоторые законченные идиоты приобретают репутацию самых больших эрудитов.

Но эрудиция Дорошенко действительно потрясает и восхищает, потому что это – эрудиция по делу. Сюжеты организованы, они соединены разветвленной системой мыслей.

Тут, конечно, есть и опасность: временами создается впечатление, что из историй и сюжетов выковырян вкусный изюм, а то, что не работает на концепцию автора, покрошено птичкам.

Но в том-то и дело, что эрудиция Дорошенко – не какая-то засушенная, а живая, все время ставящая себя под сомнение и потому – постоянно обновляющаяся.

Эрудиция порождает интуицию, которая есть ничто иное, как не актуализированное в данный момент знание.

Эрудиция придает работам Константина основательность и логическую стройность, в то время как интуиция сообщает им некую раскованность и свободу.

А склонность к точности, проверке цифр и фактов (Дорошенко по образованию историк) – достоверность.

Констянтин Дорошенко и Юрий Андрухович

Способный различать

Дорошенко – критик в самом исконном, греческом значении: "способный различать".

Это нелегко, и люди, действительно способные различать, самостоятельно мыслящие – в крайнем дефиците.

Понятие "критик" у нас вообще как-то не прижилось и часто воспринимается извращенно, как ругательство. Мол, у человека скверный характер, поэтому он всем недоволен.

Конечно, это не так. Хорошая критика есть высшая форма литературного благородства и человеческого понимания. Потому что прежде, чем критиковать, следует разобраться в явлении, понять его, осмыслить. Это уберегает от брюзжания.

Ну, и надо быть достаточно смелым человеком, чтобы как минимум отвечать за свои слова.

Підкаст "Культура всего": Андрій Боборикін і Констянтин Дорошенко розмовляють про моду з Іриною Данилевською, співзасновником, головою оргкомітету Українського тижня моди

Пожалуй, по уровню Константину ближе всего литературный критик Виктор Топоров (1946-2013), чья жесткая внятность изложения, но вместе с тем и хорошо уловимое обаяние свойственны и Дорошенко.

Симптоматично, что они были знакомы, и Виктор Леонидович был настроен к младшему коллеге лояльно, если не отечески...

Даже в искусстве заголовка наблюдается их схожесть: "Чем интересней, тем интересней", "Женщина – не инкубатор", "Леонид Кравчук, похмелье и ответственность за слова", "Обезьяний вопрос", "Глубина чашки кофе", "Искусство – в небо!", "Путь дурака", "Хорошо", "Арбитр изящества" и т.д.

О преходящем и важности дарения

Константин любит получать подарки и преподносить их.

Культура делается дарением – безвозмездым "расшариванием" знаний. Книга Дорошенко – россыпь таких дарений.

В калейдоскопе сменяют друг друга наши современники и уже вышедшие в тираж персонажи, темы самые банальные и самые неожиданные...

Дорошенко, демонстрируя разные грани своих интересов, одновременно осмысливает действительность с совершенно разных сторон. В этом – уникальность книги.

Но на каком материале он это делает? Важно отметить, что по преимуществу - на скоропортящемся, недолговечном и изменчивом.

Кто, например, сейчас вспомнит болгарского поп-идола Азиса (Васил Троянов Боянов), по которому сходили с ума в далеком 2008 году?

А танец Чалга? Как он гремел!

Почему не гремят Ульянов и Дереш?

И, кстати, где Иван Дорн? Что-то не видать его клипов. Или они есть?..

Иван Дорн и Константин Дорошенко

Куда делся Апокалипсис и чем закончилось Возрождение в Шоколадном доме?

И где все те инсталляции на биеннале и арт-форумах, которые так тщательно и подробно описывает Дорошенко? Где это все?

Ничего не поделаешь: таково актуальное искусство. Оно настроено на эксперимент. Оно генерует новые идеи, концепты, формы выражения. Тут и человеческий фактор: люди не всегда могут позволить себе роскошь заниматься тем, что им интересно, поддерживать популярность, подогревать интерес к себе в течение долгого времени.

Конечно, за людей беспокоится не стоит: герои текстов Дорошенко проживают свою уникальную жизнь.

И за искусство переживать не нужно: вот нечто заставило нас задуматься, вызвало эмоцию... мысль – и растворилось. Его функция выполнена.

Фрагментарность и демократизация искусства будут только усиливаться, а само искусство будет все сильнее пропитываться медиа.

Книга лишний раз наводит на мысль, что мир медиа дискретен и беспамятен, где что угодно можно отменить, объявить не бывшим и ошибочным, следующий (завтрашний) кадр, текст, выставка может просто не совмещаться с предыдущими – непрерывность не входит в число свойств медиа, где непрерывна только трансляция.

Что еще за "позднее железо"?

Название книги отсылает к неопубликованной заметке для каталога проекта "Апокалипсис и Возрождение в Шоколадном доме" (2011).

Речь в ней идет об известном украинском ученом, археологе, докторе исторических наук Николае Чмыхове.

Еще во времена своей студенческой молодости он искал космические закономерности земной жизни.

В последние годы жизни, припавшие на начало 90-х (ученый прожил всего 41 год), Николай постоянно предупреждал, что вскоре нашу планету, и особенно Украину, ожидают тяжкие природные и социальные потрясения.

Источники утверждают, что еще в конце 80-х годов он знал, когда развалится Союз, знал о будущей трагедии Югославии, знал о назревающем чеченском кризисе...

Чмыхов верил в то, что (дальше цитата из Дорошенко) "взаимосвязь человечества и природы отражается в виде общих периодов их развития, отвечающих археологическим эпохам. (…) Соответственно его изысканиям, до 2015 года (год выхода первого издания книги – авт.) мы жили в эпоху позднего железа".

Примерно в это время Украину действительно настигли катаклизмы, и есть ощущение, что некую страницу мы перелистнули.

О новых осмыслениях современности Константином Дорошенко можно читать уже сейчас – благо, автор активно публикуется, и – как знать – возможно, его новые тексты формируют основу уже для следующей книги.

Владислав Сикалов, журналист, спеціально для УП.Життя

Вас також може зацікавити:

Зрозуміти себе: 6 книг про емоції, які допоможуть вам розібратися у житті

Ігри розуму: 5 книг, що допоможуть вам краще використовувати власний мозок

Книга про мистецтво найкращий подарунок: 12 ідеальних варіантів

Письменник Ґжеґож Ґауден, автор книги про єврейський погром у Львові: Це про наслідки ненависті

Ми хочемо тримати з вами зв'язок. Будемо раді бачитися і спілкуватися з вами на наших сторінках у Facebook та у Twitter.

А якщо хочете бути в курсі лише новин та важливої інформації про здоров'я, підписуйтесь на нашу Facebook-групу про здоров'я та здоровий спосіб життя.

Також ми ведемо корисний телеграм-канал "Мамо, я у шапці!".